Ирина Дудко
Комплексный подход в воспитании у детей дошкольного возраста нравственных и патриотических чувств
▼ Скачать + Заказать документы
Основные императивы современного образования – это компетентность, патриотичность и нравственность. Создать условия для формирования активной, ответственной гражданской позиции подрастающего поколения могут только педагоги, обладающие в достаточной мере гражданственностью, морально-волевой саморегуляцией, толерантностью. Педагог, обладающий гражданственностью, защищает и охраняет детство; понимает ценности человеческой жизни. Активная жизненная позиция педагога выражается в постоянном стремлении изменить окружающую действительность во благо человека, в поиске нравственных абсолютов. Но при этом важно, чтобы воспитание подрастающего поколения начиналось с дошкольного детства. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Данная система взглядов опирается на общую задачу образования XXI века – утверждение приоритета гуманистических общечеловеческих ценностей, поддержание национальных и региональных культурных традиций. Приобщение к общечеловеческим ценностям – главный аспект в отношении нравственного и патриотического воспитания детей. А ведущие векторы воспитания дошкольников - это формирование нравственных ценностей, гражданского самосознания, позитивного мироощущения; воспитание патриотических чувств, экологической культуры. Для привития детям дошкольного возраста патриотических и нравственных начал в своей педагогической практике, используем комплексный подход. Это прежде всего – создание условий: оборудование предметно-пространственной развивающей среды в детском саду, использование целого ряда методических приемов, которые находят свое применение в эстетическом воспитании детей, в формировании позитивных установок, организации игровой деятельности… Кроме этого, большая работа ведется через развитие речи детей с ознакомлением с произведениями устного народного творчества, где особое внимание уделяем знакомству с формулами речевого этикета. Важнейшими средствами воспитания гуманных отношений у дошкольников являются и примеры взрослых, и произведения фольклора –сказки, песенки, потешки, стишки и т. д. Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что работая с детьми на фольклорном материале, обращая внимание на нравственные ценности, представленные в сказках, пословицах, поговорках, дети чутко воспринимают содержание, перенимают положительные моменты. Воспитание происходит мягко, без особых назиданий.
Публикация «Комплексный подход в воспитании у детей дошкольного возраста нравственных и патриотических чувств» размещена в разделах
Такое применение комплексности методических приемов нравственно-патриотического воспитания детей начинаем уже с раннего возраста. Очень восприимчиво принимают малыши педагогические ситуации, где сказочные персонажи совершают положительные поступки. С помощью сказочных или вымышленных персонажей для ребят более старшего дошкольного возраста создаём игровые ситуации, где они уже становятся непосредственными участниками этических бесед. С опорой на жизненный опыт детей, решаем педагогические задачи: дети практикуются в навыках социализации, упражняются в гуманном отношении друг к другу, к природе, к взрослым. Это способствует осознанию ребёнком общих моральных ценностей. Сказки, рассказы о красивых поступках людей с объяснениями правил морали помогают приобщить детей к этическому богатству человечества, в воспитании основ высоконравственного поведения. У детей закрепляется понимание, что высоконравственное поведение складывается из множества отдельных маленьких поступков: из слова, действия, из отношения к действиям и словам других. Детей постепенно подводим к мысли о том, что все предвидеть невозможно, но есть поступки и отношения, в которых ребёнок должен быть уверен и должен знать, что можно, что нельзя делать, как следует поступать. Такая позиция помогает в воспитании у дошкольников нравственной убеждённости, в приобретении нравственных привычек. Простые нравственные поступки, нравственные привычки – азбука морали, где придерживаемся принципа воспитательной системы В. А. Сухомлинского – воспитывать на хорошем поступке. Как рекомендовал известный советский педагог Сухомлинский, стараемся постоянно побуждать к хорошим, добрым действиям, проявлениям лучших черт характера ребёнка. Наша педагогическая деятельность опирается на английскую пословицу: хороший пример – лучшая проповедь. При этом наблюдаем, беседуем с ребё нком: «Совершил добрый поступок - что чувствуешь при этом? Счастлив ли, что сделал доброе?» Наши наблюдения сводятся к простым истинам: находит ли ребенок радость в самом делании добра или нуждается в том, чтоб его поступок заметили, отметили, похвалили? Важно вызвать волнение, переживание, связанное с собственным добрым поступком, чтобы воспитание не превратилось в формализм.
В работе с детьми много внимания обращаем на общепринятые нравственные ценности : честность, доброту, дружбу. У детей с 4-7 лет происходит формирование базовых общечеловеческих ценностей. В 4-5 лет начинается постепенное осознание нравственной стороны поступков. Возраст 5-7 лет считается сензитивным периодом у детей для воспитания начал патриотизма и гражданственности, действенного приобщения к общечеловеческим ценностям через ознакомление с этнокультурным компонентом в непосредственно
образовательной, совместной и самостоятельной деятельности. Чувство патриотизма (привязанность к своей стране, родному краю) в работе с детьми воспитываем через приобщение к регионально–значимым, этнокультурным ценностям, что выражается у детей в чувстве привязанности к близким и рядом живущим людям, к Хакасии. На примере героических будней людей, земляков во время Великой Отечественной войны и в мирное время, мы, педагоги, подводим ребят к мысли о том, что человек оценивается поступками, которые он совершил на благо своего народа. Герои не только те, кто с оружием в руках громил фашистов, боевиков, но и те, кто живёт рядом с нами, трудится во благо общества. Дети постепенно обогащаются представлениями о родном крае, стране, приобщаются к традициям и обычаям своего народа, к искусству. Сущность гражданско-патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что ребёнок, приобщаясь к своей национальной культуре, учится проявлять уважение ко всем народам, к людям разных национальностей.
В практике работы в воспитании патриотичности и нравственности, по нашим убеждениям, большое значение имеет эстетическое воспитание, которое выступает как важнейший фактор в приобщении дошкольников к традиционным ценностям. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны ребёнка, повышает его познавательную активность; прививает любовь к дому, детскому саду, к населенному пункту проживания, Родине. Красота окружающих вещей – действенная мера по привитию патриотических чувств. Красота несёт воспитательную, развивающую функцию, улучшая при этом общее самочувствие, настроение детей и взрослых. В среде, созданной взрослыми по законам красоты, ребёнок видит не только красивые предметы, но и учится замечать «красивые» и «некрасивые» поступки, действия, речь. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранить. Эстетика обстановки, быта включает в себя не только красоту ближайшего окружения, но и красоту человеческих отношений между людьми. Уже двухлетние и трехлетние дети могут принимать сеансы «эстетотерапии» : осенью посещают выставки плодов и овощей, цветов, радуются красивому окружению, учатся наблюдать за сезонными изменениями окружающей природы. В педагогической практике, где главный принцип - воспитание красотой, можно ожидать очень приятные результаты, которые радуют дошкольных педагогов, родителей, окружающих. Дети становятся внимательнее, доброжелательнее. Но используя этот метод, необходимо выделить три правила, которыми должен руководствоваться педагог в работе: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя. И к этому приобщать детей. Эти правила составляют содержательную основу нашего труда и педагогического процесса в целом. Посещение детьми творческих выставок, эстетизация развивающей среды детского сада, непосредственно образовательная и совместная деятельность воспитателя с детьми по музыкальному, изобразительному искусству носит эстетотерапевтический (оздоравливающий) характер. Это в свою очередь помогает в укреплении здоровья детей, формированию их позитивных установок, что бесспорно оказывает влияние на формирование начал толерантного поведения. В своей работе мы руководствуемся правилом: от красоты природы – к красоте слова. Сначала дети учатся видеть красивый образ, преобразовывая затем его в красивые слова и предложения, затем практикуются в подборе слов, составлении предложений о родном крае, семье, детском саде, окружающей природе, о людях близкого окружения.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут им стать в будущем патриотом и гражданином своей страны.
Библиографический список
1. Лалетина С. И., Ломкина С. П., Ильина Л. А., Ботандаева Н. Н. Программа «Из поколения в поколение» для дошкольного, начального школьного и дополнительного образования. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям на основе духовно-нравственного и патриотического воспитания. Абакан, 2007. с. 4-37.