Марина Кондратьева
Гендерный подход в организации предметно — развивающей среды в МДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерный подход в организации предметно- развивающей среды.
Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут интегрировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключается не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополняемости.
Публикация «Гендерный подход в организации предметно — развивающей среды в МДОУ» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Принято считать, что гендер состоит из 3 компонентов:
- когнитивный или гендерное самосознание (Я знаю, что я мужчина/ женщина)
- эмоциональный или гендерное идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/ женщиной)
- поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/женщина)
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитания детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Гендерный подход в образовании – индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Организуя гендерное воспитание, важно понимать, чта анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических развитий мальчиков и девочек. Это психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а так же с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим, но и решимости. Инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому, что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.
Все мы знаем. Что период детства неоценим в целом для развитии человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержание должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребё нок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками.
Ребёнок ещё и не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребёнка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. д., но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использовании отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
Гендерный подход в организации предметно – развивающей среды, нацелен на успешность гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, основываясь на ряде факторов:
• содержание среды должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;
• её основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);
• учитываются как возрастные, так и социально – психологические особенности ребёнка (обеспечивается оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей);
• учитывается возрастная и гендерная адресованность оборудования и материалов.
С данной целью нами были определены основные ориентиры, при организации предметно – развивающей среды, на основе гендерного подхода :
• учёт гендерного пространства группы (количество мальчиков и девочек);
• учёт этапов развития гендерной идентичности;
• учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков.
Рассмотрим каждый из них.
1. Учёт гендерного пространства группы. В организации предметно – развивающей среды педагоги детских садов и ранее опирались на принцип учёта половых и возрастных различий, что проявляется в специальном оборудовании игровых зон так называемых «царств» для девочек и мальчиков. Однако в построении пространства и его наполнении содержанием не учитывается соотношение количества мальчиков и девочек, так например, группу посещает 25% девочек, соответственно 75% мальчиков, а уголок для сюжетно – ролевых игр для девочек занимает большую часть пространства, что ущемляет интересы мальчиков и замедляет процесс формирования у них гендерной идентичности.
Такой же подход рассматривается в содержании предметно – развивающей среды : материалах и оборудовании. Материалы и оборудование, которые используют девочки и мальчики (мягкие игрушки, настоль – печатные игры, книги, комплекты предметов – заместителей, располагаются в группе по обоюдной договорённости.
2. Учёт гендерной идентичности мальчиков и девочек. Учитывая этапы развития идентичности мальчиков и девочек, в группах раннего и младшего возраста нами используются маркеры гендерных различий как необходимый элемент для визуального подтверждения своего гендера. Например, в раздевальной комнате шкафы выкрашены в два цвета – для мальчиков и девочек, так же предметные картинки на мешках для бассейна соответствуют полу гендера и так далее.
При этом осуществляется индивидуальный подход к детям, который заключается в учёте их вкусов и привязанностей к изображению на предметной метке и её цветовому решению. Так, например, учеными было установлено, что многие мальчики страдают от тёмных оттенков в мужском гендере, завидуя яркой цветовой гамме в одежде девочек. Они считают, что недопустимо в подборе цвета ориентироваться на традиционную, но не оправдавшую себя дифференциацию: для девочек используются оттенки только розового цвета, а для мальчиков – голубого. Поэтому нами используется более светлая и яркая вариативность световой гаммы для мальчиков и девочек.
Гендерная социализация ребёнка предполагает усвоение и воспроизведение гендерных ролей и культуры взаимоотношения полов. Зонирование пространства группы для девочек и мальчиков не говорит о том, что они играют отдельно. Необходимо стремиться организовать среду так, чтобы мальчики и девочки взаимодействовали друг с другом, учились выстраивать взаимоотношения, так например: в уголке сюжетно – ролевых игр «Семья», мальчик, усваивая роль папы, взаимодействует с девочкой, которая выполняет роль мамы (дочери). В игровом пространстве девочек у мальчиков имеется чемодан с инструментами, а в зоне игр мальчиков девочки используют чемодан доктора и оказывают «медицинскую помощь» мальчикам. В соответствии с сюжетом игры мальчики и девочки проявляют взаимоотношения, которые происходят в реальной жизни.
3. Учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков, осуществляется как в организации пространства, так и в содержании. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, им достаточно угла в группе или небольшого места на улице, чтобы долгое время играть, например, в дочки – матери, или они раскладывают перед собой «богатства» - кукол, украшения – и играют в ограниченном пространстве, однако оно до мелочей проработано, отражено в сознании. У мальчиков по- другому: игры мальчиков рассчитаны на освоение территории, на исследование различных объектов. Игры активные, энергичные чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом всё предоставленное им пространство. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму. Оно охватывает как горизонтальные, так и вертикальные взаимосвязи. Поэтому необходимо минимизировать пространство для девочек, а мальчикам предоставляют больше места для деятельности, учитывая при этом гендерное пространство группы.
Помимо организации пространства важно учитывать и наполнение среды содержанием для мальчиков и девочек. Организованная среда в уголке сюжетно – ролевых игр у девочек детализирована, с учётом того, что в центре их внимания с раннего возраста находится человек и сфера непосредственного бытия : взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь).Уголок сюжетных игр насыщен материалами и предметами домашнего обихода, такими же, как в реальной жизни. Мальчики же больше осуществляют игровые действия с предметами – заместителями, поэтому такая детализация предметов мальчикам не нужна.
Конечно же, очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности.
Психологами доказано, что девочки и мальчики по – разному воспринимают окружающую действительность, по – разному обучаются, запоминают, думают. У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.
ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ КАЧЕСТВА У МАЛЬЧИКОВ: логика, обобщение, восприятие в целом, стремление к лидерству, техническая направленность.
У ДЕОЧЕК: интуиция, анализ, внимание к деталям, следование правилам, конкретика.
АРХЕТИПЫ – символы
Мальчики:
• символы свободы и путешествий: солнце, окно, ветер, месяц, луна, мосты, горизонт, космические полёты, атрибутика путешествий: колёса, самолёт, велосипед и т. д.
• символы силы, мощи и воли: трактор, подъёмный кран, кит и т. д.
• символы врага: страшные драконы, змеи, роботы;
• символы стройности : треугольник, квадрат, высокое дерево, дом;
• символы борьбы: меч, копьё, лук, стрелы, шлем, щит, крепость;
Девочки:
• символы хранительницы и воскресения жизни : яйцо, птенцы, колыбель;
• символы духовного материнства 6 куклы, колыбели, невесты, коляски;
• символы женственности (нежности, изящества, лёгкости) : воздушные шарики, порхающие птицы, цыплята, разукрашенные принцессы – невесты, наряды;
• символы женской красоты: цветы, шляпы, очки, броши, яркие губы, глаза;
• символы очага и домашнего уюта: дом, стол, занавески, сервиз, кровать, печка, ванная;
• символы достатка в доме: ягоды, фрукты, овощи, грибы.
Зная психологические особенности мальчиков и девочек, мы, как воспитатели, сопровождаем, поддерживаем, детей в различных видах деятельности. Игрушки и игры мальчиков должны побуждать их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, развивать соревновательское и лидерское поведение.