Анастасия Лопатина
Консультация «Гендерный подход в обучении детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
Введение. 3
I.Понятие «гендерные различие». 4
II.Стоит ли обучать девочек и мальчиков вместе? 7
III.Гендерное обучение. Плюсы и минусы. 9
Заключение. 12
Список литературы: 13
Введение.
Публикация «Консультация „Гендерный подход в обучении детей“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей. С поиском новых методов встает ряд важных вопросов стоит ли обучать мальчиков и девочек вместе? Стоит ли их одинаково воспитывать?
В российской педагогической науке на стыке XX - XXI столетий появилось новое направление – гендерология, наука, занимающаяся рассмотрением социального взаимодействия между представителями мужского и женского полов, основанных на межполовой социальной предрасположенности. Осуществлять гендерный подход в образовании детей значит действовать с пониманием социального, конструктивистского происхождения категорий «мужского» и «женского» в обществе, ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.
В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении.
I.Понятие «гендерные различие».
И так, что же такое гендер и в чем заключаются различия?
Гендер - обозначает "социальный пол", т. е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ-половые различия, определяющие набор ожидаемых образцовповедения.
В настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее особенности развития познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с функциональной специализацией полушарий головного мозга. Имеется мнение, что индивидуальные особенности функциональной межполушарной асимметрии базируются на генетических, врожденных, биологических факторах, заложенных еще до рождения ребенка. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают по-разному. Последнее положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций, формировании положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, качества и типов адаптивных реакций организма и др.
Как полагают основатели нового направления в нейропсихологии и нейрофизиологии – нейропедагогики – В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман, отличия деятельности мозга у девочек и мальчиков уже с периода новорожденности выявляются по записям биотоков мозга, причем с такой степенью достоверности, что по электрофизиологическим показателям можно определить пол ребенка. У мальчиков преобладающим является одно из полушарий мозга с четкой асимметрией их деятельности. Причем в правополушарном варианте преобладает интуитивный, объемный, пространственный, синтетический тип восприятия информации, в левополушарном – логический, аналитический. У девочек меньше выражена межполушарная асимметрия, оба полушария относительно взаимозаменяемы, кроме речевых функций; однако в правополушарном типе деятельности преобладает эмоциональная реактивность и эмоциональная образность мышления; при левополушарном – вербализация явлений, последовательность, пошаговая обработка информации, а при выборе решения – использование шаблонных, консервативных стереотипов, возможен педантизм.
В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:
- в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
- организации внимания;
- в формах активации эмоций;
- в мотивации деятельности и оценки достижений;
- в поведении.
Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
Девочки:
- быстрее схватывают новый материал;
- легче усваивают алгоритмы и правила;
- любят задания на повторение;
- чаще используют ближнее зрение;
- воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
- лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
- новую информацию анализируют с помощью левого полушария;
Мальчики:
- труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
- им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;
- лучше выполняют задания на сообразительность;
- не терпят однообразия;
- лучше выполняют задания при ярком свете.
II.Стоит ли обучать девочек и мальчиков вместе?
Страшные цифры обнародовали ученые: к 9му классу 96 % юношей развиваются по женскому типу, у 60–70 % девушек отмечаются симптомы маскулинизации, т. е. развития по мужскому типу [2, 3]. Смешение девочек и мальчиков в школах по календарному возрасту ведет к тому, что девочки, которые опережают мальчиков на два три года духовно и физически, невольно становятся духовными лидерами, под «образ и подобие» которых стал подстраиваться мир мальчиков. Но для любого мальчика позорно и унизительно, буквально саморазрушительно осознание того, что он слабее девочек. Что происходит при этом? У одних мальчиков формируются сугубо женские черты характера, у других — комплекс невротического неудачника, а у девочек разрушается нравственное чувство стыда. Важно иметь в виду, что совместное обучение не исключает воспитания и формирования традиционно мужских и женских качеств.
А ещё преимущественно женский состав педагогических коллективов лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт. В школе мальчики приобретают и закрепляют опыт подчинения взрослой женщине, что приводит к формированию специфических типов мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействиях с девочками.
Организованная женщинами-учительницами общая жизнедеятельность мальчиков в школе резко ограничивает их двигательную активность. В современной системе образования преобладает тенденция удержания в течение длительного времени всех учащихся в сидячем, скованном положении (то есть в состоянии вынужденной гипокинезии, которое, по данным специальных исследований В. Ф. Базарного, в десятки раз превышает их физиологические потребности. Последнее особенно тяжело переносится мальчиками. Вынужденная гипокинезия обусловливает состояние перманентного стресса, а затем и дистресса, созданного эмоциональным перенапряжением в условиях нефизиологичной двигательной депривации. В ряде случаев это явление сопровождается вытеснением эмоционального перенапряжения на психосоматический и психоневрологический уровень реагирования, с чем, по-видимому, может быть связано увеличение количества нервно-психических дисфункций среди школьников.
Особенности девочек в совместном классе оказываются также неучтенными. Выявленные в психологических исследованиях особенности поведения девочек – чувство взаимосвязанности, предпочтение сотрудничества соревнованию как стиля учебной деятельности, быстрая адаптация к требованиям, направленность на практические аспекты знаний, их вербализация и одновременное стремление к применению их в жизни, по существу не учитываются в обучении. В среднем и особенно в старшем школьном возрасте девочки часто становятся невидимыми членами класса, опасаясь показывать свои знания.
Разделение учащихся уже давно практикуется на уроках физкультуры и технологии, а также на некоторых внешкольных мероприятиях. Так что элементы гендерной педагогики давно применяются там, где это эффективно.
Целью гендерного подхода в образовании является переосмысление традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов учения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных.
III.Гендерное обучение. Плюсы и минусы.
Гендерная педагогика - это педагогическая система, которая учитывает волеизъявление двух социальных статей - женщин и мужчин - в гражданском обществе как равных в возможностях и правах с учетом их гендерных интересов и потребностей (Л. Смоляр)
Гендерно образовательно-воспитательная система предполагает ряд основополагающих принципов:
1. Принцип демократизации. Мальчики и девочки имеют равные права в получении знаний и участии в общественной жизни школы. Мальчики и девочки не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений. Конфликтные ситуации между мальчиками и девочками рассматриваются не как конфликт между представителями разного пола, а как конфликт между конкретными людьми.
2. Принцип гуманизации. Равноправие не означает отрицание биологических и психофизиологических особенностей и различий, а дает возможность более полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и внеучебной деятельности.
3. Принцип природосообразности. Формы, методы и средства обучения выбираются с точки зрения их целесообразности и могут быть разными в классах мальчиков и девочек.
4. Принцип соответствие требованиям времени. При гендерном подходе к обучению особенно актуальным является единство действий учителя и родителей ребенка. Данное положение требует взаимодействия с семьями учащихся для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий, требований и уважения ребенка как представителя своего пола, как личности, соблюдения его прав как человека.
Плюсы гендерного обучения.
1. Как известно, девочки в своем развитии опережают мальчиков минимум на 1,5 года. Раздельное обучение позволяет учитывать эту неравномерность в развитии и формировать содержание учебного курса с учетом особенностей гендерного физиологического, психологического и духовного развития. В связи с этим у девочек учебная нагрузка больше, а у мальчиков принято чередовать умственные и физические нагрузки.
2. Выше успеваемость и дисциплинированность на уроках, что подтверждено многочисленными исследованиями. При этом отмечается, что наиболее эффективным будет разделение по полу не только учеников, но и учителей. У мальчишек большим авторитетом пользуются мужчины-преподаватели, нежели женщины. Это объясняется идентификацией учителей-мужчин с отцами у мальчиков, которым они хотят подражать во всем и слово которых - закон.
3. Снижение страха оценки со стороны противоположного пола. Доказано, что в 90% случаев возникновения школьного невроза наблюдается у мальчиков. Опять же это обусловлено физиологическими особенностями мужского организма. Мальчики от природы более подвижны и им очень трудно усидеть на месте в течение 45 минут урока, при этом еще и умственно работая. Таким образом, отвлекаясь на уроках, мальчишки получают замечания от учителей, что может оказать влияние на самооценку ученика, появление страха перед наказанием.
Отрицательные стороны раздельного по полу обучения :
1. Закрепление гендерных стереотипов. Образовательные учреждения выполняют не только когнитивную функцию, но и способствуют успешной социализации учеников. В случае раздельного по полу обучения в сознании школьников закрепляется стереотип о традиционных социальных ролях мужчины и женщины. То есть укрепление патриархальных стереотипов у мальчиков, когда в процессе обучение акцент делается на физическое развитие и естественные науки. Когда как для девочек учебная программа предполагает гуманитарный уклон, ориентацию девочек на самореализацию в материнстве.
2. Так же раздельное обучение укрепляет позицию изначального неравенства возможностей в обучении, как следствия психофизиологических особенностей учеников. При этом в социализации немаловажную роль играет и общение между противоположными полами. При раздельном обучении ощущается недостаток опыта общения, следствием которого может явиться неумение уже во взрослой жизни строить любовные взаимоотношения с противоположным полом.
Заключение.
Гендерное подход в образовании осуществляется под влиянием учителя, семьи, средств массовой информации, религии, искусства, языка, правовой и государственной политики. Применение гендерного подхода в формировании гармонично развитой личности предлагает новый способ познания действительности, в котором отсутствуют неравенство и иерархия «мужского» и «женственного». Так же гендерное образование помогает развиваться человеку с учетом всех психо-физических свойств и особенностей личности. Но в свою очередь гендерный подход имеет ряд минусов таких как, укреплении позиции неравенства и осложнения общения и выстраивания отношения с противоположным полым.
Таким образом, однозначного мнения по данному вопросу не существует, так, что каждый выбирает свое.
Список литературы:
1. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 288 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 364 с.
3. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить поразному, любить поразному. М. : Изд. Дом Федоров. Учебная литература, 2007.
4. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. СПб. ,2000.
5. Сёмина Н. К. «Раздельно или параллельно»,Журнал «Здоровье детей» № 4/2008.
6. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М. : Компания Спутник+. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. 2006.
7. Смирнова Виктория Гендерное обучение в школе. Польза и вред раздельного обучения мальчиков и девочек [Электронный ресурс]-Режим доступа семейный сайт www.list7i.ru , https://www.list7i.ru/?mod=boards&id=1283 (Дата обращения 08.04.2017)
8. Сердидкина Т. А Гендерный подход в обучении в начальной школе. [Электронный ресурс ]-Режим доступа https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/11/23/gendernyy-podhod-v-obuchenii-uchashchihsya-nachalnoy-shkoly (Дата обращения 08.04.2017)
9. Сенина Н. К Гендерный подход в воспитании и обучении детей. [Электронный ресурс]-Режим доступа https://gigabaza.ru/doc/98496.html (Дата обращения 08.04.2017)
10. ЩЕРБИНИНА В. П. «Гендерный подход в обучении», Журнал «Начальная школа» №7/2013. С-11-12.