Анастасия Рогачева
Доклад «Гендерный подход к воспитанию личности полоролевое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
«Гендерный подход к воспитанию личности полоролевое воспитание».
В Концепции модернизации образования на период до 2017 года среди важнейших задач воспитания выделены: формирование гражданской ответственности, духовности, инициативности, самодеятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Среди первостепенных идей модернизации обновления образования выступают идеи:
Публикация «Доклад „Гендерный подход к воспитанию личности полоролевое воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- воспитания физически, психически и нравственно здоровой личности;
- качества образования — соответствие конечного результата реализации поставленной цели требованиям со стороны государства и общества;
- доступности образования — предоставление широкого спектра образовательных услуг.
Приоритетные задачи развития современного образования:
- обеспечение современного качества образования, ориентированного на развитие самостоятельной, личной ответственности, созидательных способностей и качеств личности, включая умение и стремление учиться, действовать, познавать и эффективно трудиться в современных экономических условиях (В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова);
- совершенствование существующих образовательных систем и формирование новых концептуальных подходов на основе стратегических направлений в экономике и социальной политике государства (Т. Ю. Ломакина). Практическое воплощение идей и реализации поставленных задач начинаются в рамках дошкольного образования.
В настоящее время существует несколько подходов к решению проблемы эффективности труда педагога:
- усовершенствование учебного процесса в педагогических вузах;
- совершенствование психолого- педагогической подготовки педагога;
- организация психотренингов.
Однако ни один из вышеназванных подходов не учитывает гендерного аспекта, в то время как педагогическая деятельность определяется в социальной практике как «женская». (Г. М. Бреслав, Н. М. Римашевская, Б. И. Хасан и др.). Педагогические аспекты гендерной проблематики находятся на периферии современных научных исследований. Разработки в области гендерных исследований в педагогической науке до сих пор не имеют в нашей стране целостной концепции. «Гендерный аспект переосмысления педагогической науки и практики лежит в русле более широкой тенденции создания педагогики 21 века».
Содержание гендерной социализации в современном обществе строится на «традиционной» (патриархальной) и «современной» (альтернативной) концепции четко не определено.
Исследование научной литературы демонстрирует неоднозначность взглядов на проблему роли педагога в процессе гендерной социализации дошкольника. В многочисленных исследованиях этого процесса среди значимых средств дошкольные учреждения не упоминаются, в отличие от семьи, школы, сверстников. Приоритетная роль семьи и второстепенная роль педагогов дошкольных учреждений объясняется высокой степенью психологической зависимости, эмоциональной привязанности, подражательности маленьких детей, формированием рабочей модели социальных отношений на основе внутрисемейных. Однако система дошкольного образования в России имеет свою традицию, отличается целенаправленностью, методичностью. Ребенок работающих родителей находится в ДОУ 40-50 часов в неделю. Проблема необходимости исследования роли ДОУ в процессе социализации отражена в работах современных педагогов и социологов. (М. Арутюнян,И. С. Кон, Л. В. Пушкарева и др.). Немногочисленные труды,освещающие социально-психологические аспекты в работе ДОУ, отмечают стереотипность понятий «мужественность-женственность», что препятствует эффективной социализации дошкольников (О. Б. Отвечалина, О. В. Прозументик, М. В. Коржова др.). Несмотря на тот факт, что в научной педагогической и психологической литературе дошкольное детство трактуется как сенситивный период в процессе когнитивного, психофизического и социального развития личности, психические новообразования дошкольника саморегуляция, имитация, самооценка, формирование гендерной статусной позиции, самостоятельности и нравственных мотивов поведения формируются через сферу общения и деятельности взаимоотношение со взрослыми и сверстниками, новые виды деятельности.
Неблагоприятные последствия сложившейся педагогической выявляют противоречия: с одной стороны,общество нуждается в крепких семьях; с другой - происходит огромное количество разводов. Это объясняется разрушением традиционных национальных взглядов на семью, отмиранием природных функций мужчины и женщины. Сокращается рождаемость, поведение женщин в семье и профессиональной деятельности приобретает бескомпромиссный характер. Анализ педагогической, психологической,социологической литературы показал, что понятие «гендер» трактуется как культурно- символическое определение пола (Е. И. Трофимова); как система межличностного взаимодействия (Р. Г. Петрова); взаимодействия, посредством которого создается представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка (К. Уэст, Д. Зиммерман); культурное отношение социального порядка (И. Гофман); различия, обусловленные культурой (Ш. Берн); биосоциокультурное единство (Е. Н. Каменская); половозрастной статус (А. В. Мудрик); социальный статус (И. Г. Малкина -Пых, А. А. Чекалина).
Зарубежные гендерные исследования строятся на теориях бихевиоризма, психоанализа З. Фрейда, концепции коллективного бессознательного Э. Фромма. Современные гендерные теории изучают социальные отношения между мужчинами и женщинами, их межличностные связи и взаимоотношения в семье как определяющие взаимодействия с основными общественными институтами.
В качестве компонентов «гендера» западные психологи выделяют гендерные стереотипы, нормы, роли и идентичность. При этом акцент делается на биологических, психологических, культурологических различиях полов при явной недооценке социально детерминирующих факторов. Однако, как считает Г. Г. Силласте, признак пола необходимо рассматривать изначально в социальном контексте, так как «личность, независимо от ее пола, рождается и развивается в социуме, в многообразной системе социальных связей и отношений.
Отечественная психология в качестве компонентов гендера рассматривает гендерное самосознание (когнитивный компонент, идентичность (эмоциональный, роли и особенности поведения (поведенческий).
Анализ психологической литературы показал, что понятие «гендерная идентичность» трактуется как составляющая социальной идентичности личности; как осознание принадлежности к определенному полу; результат сложнейшего биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания.
Под гендерной ролью понимается разделение социальных миров, типичное для детей разного пола, которое влечет становление двух различных культур (В. С. Мухина, А. А. Хвостов); система средовых стандартов, предписаний,нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или как девочку (женщину).
Среди компонентов в структуре самосознания выделяют:
- ценности, параметры оценок и самооценок, по которым ребенок оценивает себя;
- образ самого себя как обладателя определенных черт, качеств, способностей;
- отношение и оценку родителей как определяющие самооценку, ребенка;
- чужую самооценку, которая может быть усвоена;
- способ регуляции поведения ребенка родителями и другими взрослыми;
- сознание тождественности (с 11 месяцев младенец отличает ощущения, исходящие от его тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами);
- понимание «я» как активного начала (в 2-3 года ребенок овладевает личными местоимениями и формулой «я сам»);
- осознание своих психических свойств (зарождение абстрактного мышления);
- социально-нравственную самооценку (подростковый возраст).
Значительная часть исследований самосознания проведена с детьми подросткового возраста на фоне интенсивного проявления интереса к себе, внутренней жизни,самовоспитанию.
Лишь некоторые научные труды посвящены детям дошкольного возраста. Установлено, что приоритетное направление в развитии самосознания детей дошкольного возраста - возможность проявлять инициативу, выполнять действия, расширять сферу общения, включив в нее сверстников и педагогов. Осознание качественных характеристик (какой Я) формируется в процессе идентификации с родителями своего пола и первым чужим взрослым (педагогом, через общени с которым зарождается эмоциональная децентрация (Ж. Пиаже) - понимание, что другие люди думают и чувствуют.
Под гендерным самосознанием понимаются осознание и оценка разнополыми детьми своих гендерных качеств. На основе анализа понимания самосознания в философском и психологическом аспектах, в структуре гендерного самосознания выделяются когнитивный, поведенческий, эмоционально- ценностный. В рамках когнитивного компонента гендерного самосознания рассматриваем следующие процессы:
- осознание своего тела как человека определенного пола;
- своей личности как представителя определенного пола;
- формирование «образа Я»;
- знание гендерных стереотипов и ролей;
- специфики мужского и женского поведения.
В рамках эмоционально-ценностного компонента:
- осознание своего соответствия гендерным представлениям, стереотипам, ролям;
- самооценка;
- самоанализ как соотношение Я -идеального (идеального представления и смыслов, ценностной ориентации, нравственной позиции) и Я-реального (желаний, стремлений, переживаний, размышлений, действий).
Поведенческий компонент гендерного самосознания включает:
- осознание себя как активного субъекта деятельности;
- стремление к самовыражению;
- способность к саморегуляции поведения и чувственной сферы;
- возможность выбора поведенческого репертуара гендерной направленности, транслирование гендерного поведения.
Нарушение процесса становления гендерного самосознания несет в себе искажение жизненно значимых основ личности.
В современной профессиональной подготовке педагогов существует разрыв между содержанием образования и уровнем культуры. Данное противоречие объясняется тем,что будущих педагогов обучают знаниям, а не ориентации на профессиональную культуру, как единство теоретической и практической готовности.
Гендерный аспект культуры не рассматривается в рамках педагогической культуры.
Под гендерной культурой мы понимаем базовое отношение социального порядка, транслирующее проявление социокультурных статасных позиций и регулирующее нормы поведения. Под поведением понимается соблюдение установочных норм, внешнее проявление психической деятельности человека, система врожденных и приобретенных реакций, целенаправленное действие, совокупность осознанных действий, имеющих некоторую особенность, свойственную субъекту поведения.
Нормы культуры усваиваются через обучение способам поведения, оцениваемым обществом.
Овладение определенными видами поведения есть процесс повышения уровня гендерной культуры.
Литература:
1. Каменская Е. Н. Гендерный подход в педагогике. М. ,2006.
2. Кон И. С. Психология половых различий / / Психология индивидуальных различий/ Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М. ,2000.
3. Костикова И. И др. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога // Высшее образование в России. 2001 № 2.