Алина Хейгетян
Гендерный аспект проявления агрессии у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее часто агрессия у старших дошкольников проявляется в ходе совместных действий детей друг с другом (игра, совместное времяпрепровождение и т. п., т. е. наиболее вероятным является проявление агрессии к тому кругу лиц, с кем ребенок большую часть времени контактирует. Поведенческая и эмоциональная непосредственность детей наряду с несформировавшейся системой регуляции поведения, дают проявления спонтанно возникающей агрессии по отношению к ближайшим раздражителям, т. е. к другим детям.
Публикация «Гендерный аспект проявления агрессии у старших дошкольников» размещена в разделах
Агрессия по отношению к взрослым небезопасна для ребенка, дети в этом возрасте уже осознают эту опасность и в определенной степени контролируют и дозируют свои действия. Рассматривая направленность агрессии на себя, важно отметить, что аутоагрессия часто скрыта от внешнего наблюдателя, трудна для непосредственной фиксации и часто о ней, можно судить лишь по косвенным признакам. Значимых различий в направленности агрессии между мальчиками и девочками, а также между единственными детьми и детьми, имеющих сиблингов (братьев/сестер, не выявлено.
Можно сделать вывод, что агрессия у детей этого возраста еще недостаточно четко дифференцирована по видам, поскольку дети находятся еще на стадии усвоения различных форм поведения и «пробуют» различные поведенческие реакции.
Однако выявляются заметные различия в конкретных типах проявления тех или иных форм агрессии между мальчиками и девочками. Установлено, что для мальчиков более характерно при выражении физической агрессии использовать такие ее типы, как удары руками или ногами (реальные или имитируемые, толчки, а для девочек более характерно царапаться и кусаться. При выражении вербальной агрессии для мальчиков более типично использовать угрозу физической расправой, угрозы жестами, а для девочек более типично дразнить, обзывать. Такие проявления, как унижение других детей или демонстрация собственного превосходства в равной степени встречаются как у мальчиков, так и у девочек. При выражении косвенной агрессии значительных различий не выявлено.
Эти различия указывают на то, что в дошкольном возрасте у детей уже достаточно четко происходит полоролевая поляризация типов поведения в соответствии с существующими в нашей культуре и обществе гендерными стереотипами, и дети демонстрируют типичные для своего пола поведенческие реакции.
При этом необходимо учитывать и тот факт, что проявления различных видов агрессии соответствуют определенным этапам возрастного развития и хронологически возникают не одновременно, а постепенно. Виды агрессии и особенно различные типы их проявления сменяют друг друга в процессе развития ребенка или дополняют друг друга, расширяют диапазон поведенческих реакций. Можно предположить, что у детей процесс проявления различных видов и типов проявления агрессии весьма индивидуален, поэтому при анализе поведения конкретного ребенка необходимо учитывать совокупность различных данных, касающихся детской агрессии.
Анализ детских рисунков несуществующего животного показывает существенное различие между тем, что рисуют мальчики и тем, что рисуют девочки. Среди рисунков мальчиков симптомокомплексы или показатели агрессии встречаются чаще, чем у девочек. Эти различия можно объяснить нормальной идентификацией детей с собственным полом и усвоением гендерных стереотипов поведения.
Подавляющее большинство детей (как мальчиков, так и девочек) объясняют наличие тех или иных агрессивных деталей в рисунке, указывая на их защитный характер, что выявлялось в процессе проведения бесед по рисунку Это свидетельствует о том, что одной из возможных детерминант детской агрессии является тревога, страхи, внутреннее напряжение, дискомфорт, причины которых вытеснены, не осознаются и не дифференцируются ребенком
Мальчики по сравнению с девочками демонстрируют более высокие уровни выраженности практически всех видов агрессии. Это указывает на то, что дети уже достаточно четко дифференцируют особенности своего поведения и оценивают их, а ответы детей, скорее всего, опосредованы полоролевой принадлежностью. Мальчики осознают и стремятся показать себя как более активных, напористых, смелых, агрессивных, лидирующих, уверенных в себе и т. д., а девочки как более покладистых, менее агрессивных и т. д. Однако обращает на себя внимание то, что, несмотря на заметные различия в степени выраженности различных видов агрессии, практически по всем показателям, как мальчики, так и девочки демонстрируют средние уровни выраженности различных видов агрессии. В данном случае это указывает на то, что дети не отрицают собственных агрессивных импульсов, признают их существование и способны оценить степень их выраженности.
Значимые различия между мальчиками и девочками выявляются по показателям физической агрессии, косвенной агрессии, раздражимости и чувства вины. Небольшие различия выявляются по факторам обиды, подозрительности и вербальной агрессии. Мальчики более склонны использовать физическую силу, они более раздражимы и, тем самым, неуравновешенны, более склонны срывать свою злость на замещающих объектах. Мальчики более склонны к прямой, непосредственной реакции своих агрессивных импульсов либо на сам объект, либо на замещающий его объект. Это вполне соответствует стереотипу типичного для мальчиков полоролевого поведения.
Для мальчиков характерны более высокие значения по факторам раздражимости и чувства вины. Это указывает на то, что мальчики менее уравновешенны, в меньшей степени способны контролировать свои действия, их поведение отличается некоторой импульсивностью (поскольку высокий уровень чувства вины при высоких значениях других видов агрессии может трактоваться как дестабилизирующий и напрягающий психику фактор). Можно также утверждать, что это указывает на меньшую стрессоустойчивость мальчиков по сравнению с девочками и, соответственно, на достаточно мощную, но скрываемую, вытесняемую мальчиками тревожность. Агрессия в данном случае является одним из средств ее редукции. Но можно предположить, что чем сильнее ребенок пытается подавить тревогу, тем более агрессивно он начинает себя вести, но агрессивные действия, в свою очередь, приводят к росту чувства вины, т. е. агрессия сменяется аутоагрессией.
Несущественные различия по факторам обиды, подозрительности и вербальной агрессии могут трактоваться как схожесть проявления данных видов агрессии у мальчиков и девочек. Дети в равной степени склонны обижаться, не доверять другим, выражать свое недовольство или гнев посредством определенных вербальных действий.
Заметно выражены у мальчиков такие показатели, как обида и подозрительность,которые указыват на определенную враждебность, предрасположенность к восприятию окружающего мира как несущего угрозу. Можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с определенным негативным опытом взаимодействия детей с другими людьми.
Данный негативный опыт, скорее всего, мог сложиться во фрустрирующих ситуациях, в ситуациях унижения, физического и/или морального наказания и т. д.
Проявления различных видов агрессии соответствуют определенным этапам возрастного развития и хронологически возникают не одновременно, а постепенно. Виды агрессии и особенно различные типы их проявления сменяют друг друга в процессе развития ребенка или дополняют друг друга, расширяют диапазон поведенческих реакций. Можно предположить, что у детей процесс проявления различных видов и типов проявления агрессии весьма индивидуален, поэтому при анализе поведения конкретного ребенка необходимо учитывать совокупность различных данных, касающихся детской агрессии.
Неуравновешенность, беспокойство, излишняя самоуверенность способствуют возникновению агрессивных реакций, а эмоциональное спокойствие, осторожность и рассудительность в действиях наоборот, препятствуют проявлению агрессивных реакций у девочек.
Проявления косвенной агрессии зависят от развитости коммуникативных умений детей, от степени усвоения ими регламентированных в обществе правил поведения. Следует отметить, что косвенная агрессия связанна у детей с робостью.
Можно предположить, что поведенческая и эмоциональная составляющая агрессии, не сформировавшаяся система регуляции поведения, дают проявления спонтанно возникающей агрессии к другим детям как к ближайшим раздражителям.
Отсутствие коммуникативных навыков и умений, социальная некомпетентность детей не способствуют сдерживанию агрессивных импульсов.
Степень выраженности детской агрессии зависит от таких социальных факторов как состав семьи, отношение к ребенку, характер его межличностных взаимодействий.
Наблюдаемые различия могут быть объяснены тем, что личностное развитие детей шестилетнего возраста у мальчиков направлено по линии усвоения мужского, а у девочек женского стиля поведения. К этому возрасту происходит уже достаточно четкая поляризация моделей развития мальчиков и девочек через формирование соответствующих личностных черт, их поведение приобретает специфические полоролевые черты. Это свидетельствует о том, что система обучения и воспитания играет существенную роль в формировании поведенческих стереотипов, в том числе и агрессивного поведения. Было обнаружено, что различия в проявлениях агрессии между мальчиками и девочками является не только количественным (разница в степени выраженности, но и качественным. Так, мальчики предпочитают прямые открытые формы выражения агрессии, а девочки скрытые, косвенные. Были выявлены такие тенденции: мальчики менее уравновешенны, менее стрессоустойчивы и, соответственно, они более склонны к аффективным реакциям, их эмоциональное реагирование из-за этого часто является предрасположенным к агрессивным действиям. Однако, хотя мальчики и девочки примерно одинаково подвержены фрустрирующим ситуациям, для мальчиков более характерно агрессивное реагирование на них. Было установлено, что наличие у детей агрессии может указывать на позитивную способность ребенка к развитию, на определенный запас жизненных сил и энергии, на способность противостоять негативным внешним влияниям и т. д. Проявления же агрессии, выходящие за нормативные рамки, свидетельствуют об имеющихся проблемах в поведении ребенка, о возможной его социальной или личностной дезадаптации, что дает основание для тщательного исследования и, возможно, коррекции.
Можно сделать вывод, что в старшем дошкольном возрасте и мальчики, и девочки усвоили свои гендерные роли и демонстрируют типичные для своего пола поведенческие реакции.