Юлия Шилюк
Гендерное воспитание дошкольников в рамках проекта «Трудятся мальчики, трудятся девочки»
Воспитатель старшей группы
МБДОУ ЦРР детский сад №73
Шилюк Юлия Анатольевна
Тема:
Гендерное воспитание дошкольников в рамках проекта
«Трудятся мальчики, трудятся девочки»
В современном обществе проблема гендерного воспитания является актуальной и важной. В обществе уже видны стертые границы гендерных ролей, наблюдаются смешение стереотипов мужского и женского поведения, что находит отражение в поведении детей.
Публикация «Гендерное воспитание дошкольников в рамках проекта „Трудятся мальчики, трудятся девочки“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В детстве закладываются основы освоения гендерных ролей, дети дошкольного возраста начинают понимать к какому полу они принадлежат, отмечают различия в интересах и поведении мальчиков и девочек.
Важным условием правильному формированию Я является окружение ребенка, а также установки в семье. Современные родители иногда упускют такой момент воспитания, как уступать место девочкам, помогать им в выполнении определенных поручений, больше акцентируя внимание на формирование интеллектуальных навыков и способностях ребенка. Сейчас очень много одаренных детей, которые читают, складывают, решают сложные задачи в раннем дошкольном возрасте, но, к сожалению, плохо осознающих свою роль, невоспитанных, которые вырастают безответственными людьми, с осознанием, что родители за них всё решат и помогут. Поэтому закладывание форм полноценного личностного поведения должно быть с раннего детства, и это комплексный процесс.
Для дошкольного возраста в рамках проекта старшей группы МБДОУ ЦРР д/с №73 «Трудятся мальчики, трудятся девочки» подготовлена развивающая среда, которая предусматривает организацию с детьми разных видов деятельности. Содержание данного проекта предполагает формирование у ребят представлений о различиях между мальчиками и девочками в разных ситуациях совместной деятельности. В том числе при выполнении трудовых поручений парами.
Цели проекта :
-Создание условий для формирования у детей трудовых навыков с учетом гендерной принадлежности
- Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе выполнения совместной деятельности
-Расширение представлений родителей об особенностях ролей детей в ДОО и семье
Задачи проекта :
- Принятие и осознание себя мальчиком или девочкой.
- Воспитание у детей уважительного отношения к представителям другого пола
-Воспитание бережного отношения к предметам, которые их окружают, трудолюбия, отзывчивости, желания помочь
- Обучение умению трудиться в коллективе
- Знакомство с особенностями участия в трудовых поручениях мальчиков и девочек, предметами, характерными для «мужского» и «женского» труда.
На предварительном этапе были подготовлены консультации с родителями «Растим будущих мам и пап», «Труд ребенка в семье».
Основной этап включал в себя:
Беседы с детьми «Труд мужской и труд женский», «Кем работают ваши родители», «Как вы помогаете маме и папе».
В развивающей среде были организованы игровые зоны для мальчиков : детские инструменты и гараж с машинками
Зоны для девочек : посуда, продукты питания, доска для глажения, утюг, тазик для стирки кукольного белья, кроватки, коляски, пупсы и одежда для них.
Девочкам были предложены ролевые игры: приготовить вкусный обед и испечь торт, девочки с удовольствием проникались своей ролью, пытаясь соответствовать эталону женственности. Кто-то готовил, некоторые помогали и мыли посуду, остальные накрывали и сервировали стол.
Для мальчиков были другие ролевые игры: «починить стул или стол», «найти место, где можно установить новый шкаф для детской посуды», но больше всего мальчикам нравилось строить гаражи и чинить машину.
На летний сезон родителям дано задание собрать по одной фотографии, где мальчики на даче, или дома помогают папам, а девочки – мамам. Запланирован выпуск стенгазеты: «Раз, два, три, четыре, пять дома и на даче любим взрослым помогать».
Но уже в ходе реализации проекта можно заметить, что у воспитанников сформировалась адекватная своему полу модель поведения при общении друг с другом. Мальчики стали помогать убирать игрушки, чтобы они не сломались, бережнее относится к девочками, пропускать их вперед. Девочки стали чаще обращать внимание на обстановку в группе, наводить порядок на полках с игрушками.
Чем раньше такая работа будет проведена в комплексе с родительской поддержкой, тем раньше ребенок осознает себя представителем того или иного пола, будет выполнять соответствующую общественно одобряемую роль и проявлять сильные стороны своего характера