МААМ-картинки

Консультация «Гендерное воспитание»

Наталья Четверикова
Консультация «Гендерное воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы

Психология гендерного воспитания.

Пол – это набор биологических характеристик. Родившийся человек на протяжении всей жизни будет носителем одного пола.

Гендер – это социальный пол (Р. Столлер).

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Публикация «Консультация „Гендерное воспитание“» размещена в разделах

Понятие «гендер» включает в себя следующие компоненты:

когнитивный компонент или гендерное самосознание (Я знаю, что я мужчина/ женщина)

эмоциональный компонент или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/ женщиной)

поведенческий компонент или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/ женщина).

Всегда ли биологический и социальный пол совпадают? Нет!

Ребёнок развивается в социуме, и не всегда его проявления совпадают с ожиданиями общества. С одной стороны, ребёнок несёт в себе поло-ролевые стереотипные черты (мальчик – сильный, храбрый, выносливый, агрессивный; девочка – ласковая, ведомая, ожидающая, нежная). С другой стороны, гендерная типология проявляется в наличии маскулинности, феминности, и степень проявлений не регламентируется полом. Мальчик в некоторых ситуациях может вести себя по женскому типу (проявлять мягкость и сговорчивость). А девочка бывает агрессивной и показывает своё лидерство. Проблема гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерные типы :

Маскулинный гендерный тип : ценят авторитет силы и независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения, отдают предпочтение мужскому авторитету, нуждаются в общении со значимым мужчиной, не терпят возражений, отстаивают своё мнение любыми способами, предпочитают занимать позиции лидера, обладают независимо соревновательным стилем поведения, взаимоотношения со сверстниками носят авторитарный характер.

Феминный гендерный тип : отличаются зависимым, подчинённым поведением, ведомые, а не лидеры, осторожны, не проявляют инициативы и самостоятельности, сознательно ограничивают своё «исследовательское пространство»; высокая потребность в поддержке, вере в их силы и возможности; избегают контактов с маскулинными детьми, у мальчиков проявляются трудности в общении.

Андрогенный гендерный тип : свободны от жёсткой половой типизации, не привязаны к традиционным нормам, направлены на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодоление трудностей; высокая социальная активность, контактность; активно взаимодействует с детьми и взрослыми любого пола, хорошие организаторы, обладают маскулинными качествами конструктивного характера (защита, помощь, настойчивы, самостоятельны, имеют высокий уровень достижений.

Недифференцированный гендерный тип : отвергают и мужской, и женский стили поведения; отсутствуют поло-ролевые ориентиры, пассивны, имеют низкие реальные достижения, избегают контактов; социальное неприятие в коллективе сверстников.

Как проявляются гендерные типы родителей в детях.

1. Маскулинные дети

• Ценят авторитет силы и независимость поведения,

• Ориентированы на высокие индивидуальные достижения,

• Отдают предпочтение мужскому авторитету, нуждаются в общении со значимым мужчиной,

• Не терпят возражений, отстаивают свое мнение любыми способами,

• Предпочитают занимать позиции лидера,

• Обладают независимо соревновательным стилем поведения,

• Взаимоотношения со сверстниками носят авторитарный характер.

2. Феминные дети

• Отличаются зависимым, подчиненным поведением, ведомые, а не лидеры,

• Осторожны, не проявляют инициативы и самостоятельности,

• Сознательно ограничивают свое «исследовательское пространство» (особенно мальчики,

• Высокая потребность в поддержке, вере в их силы и возможности,

• Избегают контактов с маскулинными детьми,

• У мальчиков проявляются трудности в общении.

3. Андрогинные дети

• Свободны от жесткой половой типизации, не привязаны к традиционным нормам,

• Направлены на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодоление трудностей,

• Высокая социальная активность, контактность, активно взаимодействуют с детьми и взрослыми любого пола хорошие организаторы,

• Обладают маскулинными качествами конструктивного характера (защита, помощь,

• Настойчивы, самостоятельны, имеют высокий уровень достижений.

4. Недифференцированные дети

• Отвергают и мужской, и женский стиль поведения, отсутствуют полоролевые ориентиры,

• Пассивны,

• Низкие реальные достижения,

• Избегают контактов,

• Социальное непринятие в коллективе сверстников,

• Феминные мальчики требуют других подходов в обучении и воспитании, чем маскулинные, феминные девочки других подходов, чем маскулинные.

Ребенок родился. Если в один ряд положить новорожденных, завернутых в пеленки, то по внешнему виду нельзя определить, мальчик это или девочка. Помогают различать пол ребенка красные и синие ленточки. Пол ребенка трудно различить и в год, когда малышей стригут и одевают в одинаковые костюмчики.

Но записи биотоков мозга у новорожденных мальчиков и девочек уже разные. По биотокам мозга можно определить, кто из них есть кто. Мы, взрослые, тоже интуитивно чувствуем эту разницу, поэтому по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем разные методы в воспитании. Мальчиков за провинность чаще наказывают и отчитывают суровым голосом. Им не позволяется плакать. Девочек чаще жалеют, ласкают, а мальчику говорят: «Ты же мужчина, мужчины не плачут!» А при обучении различие мальчиков и девочек используют не всегда. В программах по дошкольному образованию есть такие фразы: «Ребенок в три года должен.», «К пяти годам он уже умеет.» А в медицинских таблицах нормы веса, роста разные для мальчиков и девочек.

Чем же они отличаются друг от друга? (Различие мальчиков и девочек взяты из книги В. Д. Еремеевой, Т. П. Хризман «Девочки и мальчики — два разных мира»).

Девочки рождаются более зрелыми на 3—4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница различается почти в 2 года.

Мальчики начинают позже ходить на 2—3 месяца, чем девочки, а говорить позже на 4-6 месяцев.

При рождении мальчиков у женщин чаще бывают осложнения. На 100 зачатий девочек приходится 120—180 зачатий мальчиков.

Мальчики более подвижны, чем девочки. Для детей 7—15 лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза.

Трудновоспитуемые — чаще мальчики. Их чаще ругают, меньше берут на руки.

До 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная память — надо выследит дичь и убить, чтобы принести в пещеру своей женщине, чем у девочек.

Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы.

Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя.

Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.

Они отвечают по-разному на занятиях. Мальчик смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает ответ. А девочка смотрит в лицо, как бы ищет в глазах у взрослого подтверждения правильности ответа.

Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации. А девочки задают вопросы для установления контакта. Когда в класс приходит новый учитель, то девочки обязательно спрашивали, придет ли он еще, есть ли у него семья. Мальчикам это все было безразлично.

У девочек лучше развита беглость речи и скорость чтения. Но мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды.

У девочек лучше развита мелкая моторика рук. Поэтому они пишут аккуратно и лучше выполняют работу, связанную с мелкой моторикой (вышивание, бисероплетение).

Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны, чем девочки.

Мозг девочек готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания, так как цель женского — рождение жизни и ее сохранение. А цель мужского пола — это прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.

Трудности при формировании гендера.

1. Неполная семья или частое отсутствие кого-либо из родителей.

2. Нарушение социальных ролей родителей.

3. Социо-культурные нормы, принятые в обществе.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим сквернословие и наличие вредных привычек у представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников»Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников» Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников». «Как растить настоящую женщину». «Дочерьми красуются — сыновьями в почете.

Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников» Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников». Разница в общении с мальчиками и девочками. Мальчики. Обычно не следят.

Консультация для родителей «Воспитание или наказание?»Консультация для родителей «Воспитание или наказание?» Без строгости в воспитании ребенка не обойтись,но не надо путать ее с наказанием. Воспитание детей ремнем формирует у него страх перед.

Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье»Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье» Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье.»«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо ГЕНДЕР.

Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до»Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до» «Нельзя возвышать один пол над другим как более совершенный, но также нельзя и уравнивать их». Ж. -Ж. Руссо «Письма с горы» Период.

Консультация «Экологическое воспитание»Консультация «Экологическое воспитание» Экологический субботник в детском саду Экологическое воспитание очень важно, ведь малышей нужно как можно раньше приучать к бережному отношению.

Стенгазета «Мы — помощники!» (гендерное воспитание дошкольников)Стенгазета «Мы — помощники!» (гендерное воспитание дошкольников) Гендерное воспитание дошкольников является одним из направлений методической работы в нашем детском саду. Очень большая и емкая работа ведется.

Стихотворения для детей в возрасте 4 до 9 лет «Развитие женских качеств (гендерное воспитание)» Доброго времени суток, Вам, путешествующие по МААМ. В предыдущей публикации я постарался, в поэтической форме, осветить вопрос, как воспитывать.

Трудовое воспитание. Консультация для воспитателей Трудовое воспитание подрастающего поколения - дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Гендерное воспитание»
Опубликовано: 8 апреля 2022 в 08:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Гендерное воспитание»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Четверикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД