Елена Нажимова
Газета «Музыкальный фольклор о природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная газета
Для родителей
МБДОУ Детский сад № 59
«ПРИКОСНИСЬ К ПРИРОДЕ СЕРДЦЕМ»
Тема номера:
«Музыкальный фольклор о природе»
Темочки:
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Природа, планета Земля, экология
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Темочки
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные задачи воспитания нравственных чувств у дошкольников. Огромными возможностями в воспитании нравственных качеств обладает музыкальное искусство. В произведениях народного творчества отражаются любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений многое идет от природы – от земли, леса, трав, воды и солнца, от всего живого, что любит и ценит человек. Красота народного искусства непосредственно воздействует на душевное состояние человека, его настроение, является источником эмоций, влияющих на отношение к окружающему миру.
Фольклор — источник нравственного, эстетического, трудового, художест-венного воспитания. Через исполнение и знакомство с народной музыкой прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека.
Mузыкальный фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитываю художественный вкус, а также развивается речь, обогащаются знания о природе, формируются нравственные привычки.
Музыкальный фольклор – это часть достояния народного наследия прошлого. Детский музыкальный фольклор – это самый интересный, доступный, универсальный материал для воспитания дошкольников, сущность которого заключается в предоставлении ребенку первых сведений об окружающей среде, передаче общественных моральных ценностей и культуры своего народа через простые формы фольклорного материала. Разнообразие жанров детского музыкального фольклора дает возможность ребенку всесторонне познавать мир. Пестушки, потешки, колыбельные, игровые, плясовые песни, заклички, частушки играют огромную роль в духовном становлении человека, в его социально - нравственном воспитании. Часто главными героями в них были птицы и животные, ведь люди были тесно связаны с природой, считали себя её частью.
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Заклички – один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая, для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто– к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода,на зиму сетуют,жалуются.
Заклички знакомят ребенка с миром живой природы, с ее законами, учат бережно относиться к ней и к человеческому труду. («Приди, весна!», «Летел кулик»).
Потешки-это песенки. сопровождающиеся игрой
Русская народная песня – сложное музыкальное явление, где соединяются музыка, слова и часто танец, игровые действия
Русская песня учит видеть и ценить красоту природы, ее «поэзию».
Русская народная песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью. Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: травушка - муравушка, трава шелковая, зимушка - зима, Ванечка - дружок, девицы - красавицы, ходила младешенька по борочку, брала, брала ягоду земляничку, сама в пляску я пойду, рассыплюся яблонькой,«Во поле береза я1 стояла», «Со вьюном я хожу «,«Вербочка и Верочка»)
образы природы («Тонкая рябина», «Ты река ль моя, реченька», «То не ветер ветку клонит», «Среди долины ровныя»). Эти песни были одним из средств общения человека с окружающим миром. Силой их слова и звука древний человек пытался умилостивить природу, чтобы она помогала ему получить хороший урожай. Календарные песни, связанные с определенным временем года, с красотой окружающей природы : заклички, приговорки, песни – колядки:
«Весна - красна», «Выйди, выйди, Иванку», «Жаворонушки», «Кулик», «Уж ты, тетушка, подай», «Едет масленица», «Дождик», «Радуга», «Солнышко», «Гори, солнце, ярче!», «Божья коровка», «Улитка», «Коршун» и др.
Хороводные и игровые песни.
(«Гуляет молодец», «Как во полюшке кусточек», «Затопила кума хату», «Посеяли лен за рекой»).
Частушка-короткая русская народная песня. Она исполняется в основном под аккомпанемент гармони или балалайки. Различные русские народные частушки связаны с природой.
Народные музыкальные игры
Наиболее интересной формой игрового фольклора является игра- драматизация. Она развивает наблюдательность, воображение,вкус к слову, к музыке, любовь к родной природе. Всегда отражают природные условия, в которых проживал народ, те занятия, которыми испокон веков занимались люди; эти игры всегда были ориентированы на определенный возраст. Игры отражали почти все стороны жизнедеятельности людей (трудовую, семейную, бытовую и т. п.)
(«А мы просо сеяли, сеяли», «Каравай», «Как на тоненький ледок», «На зеленом лугу», «Во саду ли в огороде», в других – на физическую активность («Дождик», «Как под наши ворота», в третьих – на танцевальное начало («Заинька, попляши», «В сыром бору тропина», «Ходила младешенька по борочку»)
ИГРА "ВЕТЕР-ВЕТЕРОК"
Дети сидят за столом. Перед каждым играющим - бумажный кораблик /оригами см. ниже/. Дети произносят или поют:
Ветер-ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони -
До большой воды!
И дуют на кораблик, у кого дальше кораблик проплывет, тот и выиграл.
Игра «Золотые ворота»
Золотые ворота-
Проходите детвора
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз - прощается
Второй – запрещается
А на третий раз Не пропустим вас!
Развлечения – ярмарки, где звучит русская народная песня в различных своих проявлениях: плясовая, лирическая протяжная, рекрутская, календарная, хороводная. Ярмарки можно украсить выставкой детских работ (поделками, рисунками). Костюмированные герои: Петрушки, Скоморохи могут зазывать на ярмарку гостей, встречать их веселыми частушками. Рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства сопровождается хороводами, народными играми, шутливыми сценками.
Осенины: «Сентябрь – рябинник», «Октябрь – свадебник». «Осенняя ярмарка», Примерная тематика фольклорных развлечений :
«Весела была беседа», «Русская сказка всем сказкам сказка».
Зимушка – Зима: «Новый Год – коляда», «Зимние святки», «Гадай, гадай, девица», «Рождественские посиделки», «Играем Масленицу».
Весна Красная: «Весна, Весна, на чем пришла», «Прилет птиц», «Вербное Воскресенье», «Пасхальные игры».
Летние праздники: «Семик – девичий праздник», «Русская березка», «Купальские игры и хороводы».
Русская песня и слово вписываютя в любой детский утренник.
Проведение фольклорных праздников, связанных с явлениями природы («Встреча матушки Осенины», «Как Весна с Зимой повстречались», «Березонька», закрепляются знания о сезонных явлениях природы. Благодаря таким фольклорным праздникам и развлечениям дети осмысленно воспринимают явления и объекты природы.
Детям очень импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление её могуществом и красотой в любое время года. Фольклор также воспитывает у детей и эстетическое отношение к природе, обусловленность сельскохозяйственного труда природными явлениями, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы. Поэтому обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер.