Лариса галахова
Пластилинография как средство развития речи детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Пластилинография как средство развития речи детей с ОВЗ
Актуальность.
Пальцевая моторика и речевая функция между собой тесно связаны: если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. У большинства детей с ОВЗ пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованны. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, часто не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.
Публикация «Пластилинография как средство развития речи детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
О связи умственных способностей, речи и мелкой моторики руки известно давно. У детей дошкольного возраста это наиболее ярко выражено. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Мы все помним, что у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки. Если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает
Актуальность.
Пальцевая моторика и речевая функция между собой тесно связаны: если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. У большинства детей с ОВЗ пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованны. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, часто не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.
О связи умственных способностей, речи и мелкой моторики руки известно давно. У детей дошкольного возраста это наиболее ярко выражено. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Мы все помним, что у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки. Если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает
Этот факт следует учитывать и специально ставить задачу перед ребенком выполнять определенные действия именно этими пальчиками. Развивать речь через мелкую моторику рук можно и с помощью творческих заданий. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов, но стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом.
Любая система дошкольного воспитания и обученияориентирована на подготовку ребенка к школе. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Год от года увеличивается количество детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе нарушения речи, что негативно сказывается на подготовке детей к школе. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, умел правильно говорить, логически рассуждать, в дошкольном возрасте необходимо проводить определенную работу, направленную на развитие мелкой моторики рук.
Мелкая моторика рук связана с развитием с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Таким образом, чем раньше уделять внимание развитию моторики рук ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности.
Целью моей работыстало развитие у детей с ОВЗ, мелкой моторики, средствами пластилинографии и как следствие развитиеобщих речевых навыков. Задачи делятся на коррекционно – развивающие :развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; развивать речь; развивать пространственное мышление, элементы творчества, способности, чувство цвета, формы. Образовательные:знакомить с разными приемами и способами в рисовании пластилином; учить смешивать пластилин, находить разные оттенки; учить делать сюжетные рисунки из пластилина по изученным произведениям. Воспитательные:воспитывать усидчивость, аккуратность в работе; воспитывать у детей оценочное отношение к своим работам и работам сверстников; воспитывать желание видеть конечный результат доводя работу до конца.
Ожидаемые результатыот внедрения разработки. Развитие мелкой моторики рук, координации в системе “глаз – рука”. Овладение умением передавать форму и характерные детали внешнего вида предмета способом пластилинографии, создавая целостные объекты из отдельных деталей, устанавливая простейшие причинно-следственные связи. Эффективное и качественное изменение в художественно-речевом развитии детей.
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ- это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.
Материалы, используемые в пластилинографии : пластиковые дощечки для выполнения работ, стеки, картон однотонный и цветной,пластилин. Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик. Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пластиковые ёмкости и т. д.
Из истории. Создали пластилина Вильям Харбут, Джо МакВикер – 1954 год. Пластилин (итал. plastilina, от др. -греч. — лепной) — материал для лепки. Ранее изготавливался из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животных жиров и других веществ, препятствующих высыханию.
Производные приёмы для «рисования» - выполнения пластилинографических изображений : сплющивание, расплющивание., налепливание, прижимание, придавливание, примазывание, намазывание, размазывание. Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии. Это заглаживание, надавливание и размазывание, которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняется усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно может выполняться сверху вниз либо слева направо. Кроме того, при создании картин в технике пластилинографии ребята учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Такой трудоемкий, но интересный процесс осуществляется разными способами. Куски пластилина можно размять, а затем перемешать в одном кусочке. Другой вариант — пластилин смешивается непосредственно на основе, мазки накладываются поочередно и размазываются на поверхности.
Виды пластилинографии.
Модульная пластилинография – картина из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов. Это более сложная техника, требующая от детей овладение всеми приемами лепки.
Мозаичная пластилинография – изображение, составленное исключительно из пластилиновых шариков. Это наиболее простая техника, главное здесь — красиво подбирать цвета и аккуратно заполнять пространство, не выходя при этом за контур.
При контурной пластилинографии обязательно используются тонкие пластилиновые жгутики, которые обозначают силуэт предмета.
Многослойная пластилинография подразумевает последовательное нанесение не поверхность нескольких слоев. Такая техника более всего подходит для пейзажных композиций — изображения неба, леса, гор, когда слои накладываются друг на друга. Элементы иногда прикрепляются к основе с помощью тоненьких валиков — получается своего рода 3-Д эффект. Отметим, что подобные работы довольно сложны для дошкольников и уместны только в подготовительной группе.
Фактурная пластилинография отличается выпуклым изображением и, в свою очередь, подразделяется на барельеф (рисунок выступает над фоном менее чем наполовину, горельеф (более чем на половину) и контррельеф (углубленный рисунок).