Любовь Денисова
Конспект занятия по ФЭМП «Знакомство со временем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЭМП
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти предметы (часы, будильник). Что это такое? Для чего они нужены? (Будильник начинает звонить) А эти часы издают звон. Как они называются? Будильник. Я думаю, что он прозвенел неспроста. Сейчас я расскажу вам одну историю. Слушайте. Жил-был Саша, обыкновенный мальчик, который через несколько дней собирался пойти в 1 класс. Ему купили новенький ранец и много разных вещей для школы. Одно беспокоило Сашу. Раньше, когда он ходил в детский сад, его всегда будила бабушка. А что же теперь? Ведь стыдно, если тебя будут тормошить по утрам, как малыша Оставался один выход - вставать самому. Но с будильником у Саши были сложные отношения. Он знал цифры на циферблате и знал, что стрелки помогают узнавать, который час. Но как это сделать он не знал. И вот накануне 1 сентября, папа сказал Саше, что надо лечь пораньше, чтобы выспаться и встать в семь утра. Папа завел будильник, пожелал спокойной ночи и ушел. Саша долго не мог заснуть, и даже не заметил как глаза его закрылись, и он оказался в сказочной лаборатории. Ребята, а вы хотели бы там оказаться? (ДА). Закройте глаза. Я скажу волшебные слова "Крибле, крабле, бумс!" (включить звук работающих часов)
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Знакомство со временем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Социально- Коммуникативная
Основная часть.
Отгадывание загадок по теме "Часы",
Соотнесение условных обозначений времени и режимных моментов. Знакомство с различными видами часов.
Магистр: Здравствуйте, будущие первоклассники! Вы попали в лабораторию исследования часов. Послушайте загадку и отгадайте:
Мы днем не спим,
Мы ночью не спим,
И днем и ночью
Стучим, стучим.
Дети. Это часы.
Магистр: Правильно. Прошу вас пройти на выставку часов. Чем они похожи? Чем отличаются? Отгадайте как называются часы:
-если они стоят на полу?
-если они висят на стене?
-если они стоят на столе?
-если их носят на руке?
-если их носят в кармане?
-если носят дети?
- если их носят женщины?
-если носят мужчины?
Магистр: Молодцы правильно! Вы назвали разные виды часов.
Ну тогда ответьте на вопрос: что такое время? Как вы понимаете?
Дети: Это часы, минуты ….
Магистр: Правильно, но это не только часы. Например говорят «Время года». Что это значит?
Дети. Это зима, весна, лето, осень,
Магистр: Все согласны? У каждого времени года есть по 3 месяца, а сколько их всего в году?
Дети: 12
Магистр: Давайте с вами соберём “Цветок – годовик.
(Дети собирают цветок называя месяцы по порядку.)
Магистр: А каждый месяц состоит из недель. Сколько дней в неделе?
Дети: 7
Магистр: Назовите дни недели в прямом и обратном порядке.
Как человек узнавал время, когда еще не было часов? Как вы думаете, что было первыми часами? (Подсказка - схематическое изображение солнца? Как люди с помощью солнца отсчитывали время? Сейчас я вам расскажу о солнечных часах. Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов.
СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ
Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они солнечными. (По И. Мельникову).
Магистр: Солнечные часы придумали древние египтяне.
Как вы думайте, удобны ли такие часы?
Дети. Нет, если нужно узнать время всегда придется к ним бегать.
И еще они не удобны тем, что в пасмурную погоду не определишь время.
Магистр: Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели масляные и восковые часы. Их еще называют огневые часы.
Показ слайда масляных и восковых часов.
Как вы думаете как они устроены? Дополнительные вопросы: что происходит со свечой, когда горит огонь?
Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени.
Как вы думайте, а удобны ли эти часы?
Дети. Нет. Часы могут упасть и возникнет пожар.
Магистр: Какие еще часы могли придумать люди, наблюдая за природой?
Магистр: В это же время люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло.
ЧАСЫ
Дети сидят на полу (на коленях).
"Бегут" пальчиками от пола до макушки.
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!», Один хлопок над головой
Мышь скатилась кувырком. Руки скатываются на пол
Мышь полезла второй раз
Посмотреть который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» Два хлопка
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз…
Посмотреть который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!» Три хлопка
Мышь скатилась кувырком. Стоп.
Как узнать сколько минут заняла физминутка?
Магистр: Как вы думайте, удобны ли эти часы?
Дети. Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.
Магистр: Не случайно с тех пор говорят о времени : “Сколько воды утекло!”
По такому же принципу работают и песочные часы.
Я снова приглашаю вас в музей часов. Кто-нибудь знает, как одним словом называются все эти часы? Что находится внутри этих часов?
Дети. Механические, Внутри - механизм.
Магистр: Появились механические часы. Первые механические часы были изготовлены в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. При таких часах был мастер. Как вы думайте, его называли?
Дети. Часовщик.
Магистр: Что делал часовщик? Часовщик – это человек, который работает на заводе по изготовлению часов и ремонтирует часы. Часы имели сначала одну – часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а еще позже – секундная.
Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Для чего нам всем так нужны и важны часы?
Посмотрите на эти часы. Сколько времени они показывают? Что показывает часовая стрелка? На какое число показывает при этом минутная стрелка?
А вот эти часы какое время показывают? Что показывает часовая стрелка? Кто скажет какую часть часа прошла минутная стрелка? Как можно сказать про это время?
Игра "Режим дня"
У детей карты с нарисованными циферблатами часов и картинки с режимными моментами.
А теперь вы получаете задание: нарисуйте, что показывают эти часы, определите время и скажите что за время суток на картинке. На это задание вам всего 1 минута. Готовы? Отлично. А теперь постройтесь по порядку режима дня. Ставим по одной картинке на распорядок. Пока мы выполняли это задание прошло 8 минут. Ребята, интересно следить за ходом времени.
Магистр: Вот и подошла наша встреча в лаборатории исследования часов к концу. Надеюсь, что вы как и Саша сможет теперь определять время по часам. Закройте глаза и я скажу волшебные слова "Крибле! Крабле! Бумс!" (включается звук часов).
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности детей
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился.
И в запоминании отличился?
Какие часы были самыми первыми? Какая стрелка была придумана первой, второй и последней? Какую поговорку люди придумали после изобретения водных часов? Сколько месяцев у весны? А у лета? Сколько месяцев в году? Предлагаю вам летом попробовать с родителями изготовить солнечные часы.