Надежда Веденяпина
ФЭМП как одна из задач образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержательные параметры:
С учетом ФГОС дошкольного образования формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста относится к образовательной области познавательное развитие наряду с задачами по сенсорной культуре, познавательно - исследовательской деятельности, конструктивной деятельности, формированием целостной картины миры, расширением кругозора. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Задачи по ФЭМП в дошкольном детстве определены с учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве.
Публикация «ФЭМП как одна из задач образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
Основными задачами по ФЭМП детей дошкольного возраста являются:
- развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
В настоящее время для реализации задач математического содержания необходимо учитывать принципы построения образовательного процесса: вариативности, открытости, индивидуализации; научной обоснованности и практической применимости. Особенностью работы по математике с детьми дошкольного возраста интеграция области «познавательное развитие» с другими образовательными областями: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта, видах и формах образовательной деятельности, с учётом комплексно – тематического планирования. Инновационной направленностью данного опыта, является то, что создана система работы по внедрению задач во всё образовательное пространство как группы, так и ДОУ. В работах отечественных и зарубежных учёных дошкольное детство определяется как период, оптимальный для развития умственных способностей. Цикл исследований,выполненных под руководством Л. А. Венгера показал, что основная общая познавательная способность формируется в дошкольном возрасте. Концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне. По словам Л. С. Выготского: «…научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью Вопросы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста разрабатывались А. М. Леушиной начиная с 40-х годов. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. А. М. Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3-, 4-, 5- и 6-летнего возраста. В исследованиях А. А. Столяра показана целесообразность использования различных игр в обучении детей математике и развитии интереса к обучению. В игре моделируются такие логические и математические конструкции, решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников логических структур мышления. В процессе игры создаются благоприятные условия для применения математических знаний, их активного и самостоятельного использования на практике. Развивается интерес к математическому содержанию.
Педагогическая целесообразность опыта состоит в научном обосновании эффективности активизации познавательной деятельности в процессе формирования элементарных математических представлений. Цель педагогического опыта: выявить и проверить экспериментальным путем эффективность педагогических условий активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений.
Объект -процесс активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений. Предмет- педагогические условия активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений. Гипотеза - активизация познавательной деятельности детейстаршего дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений будет эффективной при реализации следующих педагогических условий: - проектирования структурно-содержательной модели активизации познавательной деятельности старших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений на основе интегративного подхода в организации образовательного процесса в ДОУ; - взаимосвязанности структурных компонентов образовательного процесса: планирования, непосредственно образовательной математической деятельности, образовательной деятельности детей и педагога в свободной деятельности, предметно-развивающей математической среды; В соответствии с целью, предметом и гипотезой определены задачи работы: 1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе. 2. Выявить теоретико-методологические и организационно-практические подходы к активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста при формировании элементарных математических представлений. 3. Разработать систему работы по осуществлению активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений.
Одним из главных критериев выбора педагогами форм работы по математике и видов деятельности детей является адекватность возрасту. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра. Обучение математике может осуществляться в разных видах деятельности :
игровой вид деятельности (игр с правилами, сюжетно-ролевых, дидактические игры,режиссерских, игр-драмматизаий и др.)
В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления детей о непосредственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется актуализация происходящих явлений и событий. Специфика игр с правилами состоит в том, что в условной, мотивированной игровыми целями ситуации дети применяют, обогащают и конкретизируют свои представления о предметах окружающего мира, об их свойствах, о назначении, материалах, действиях с ними, знакомятся с разнообразными символами.
Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.
познавательно-исследовательский вид деятельности (экспериментирование, проектирование, наблюдения, рассматривание, опыт, экскурсия)
Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположение, аргументировать выводы.
Наблюдение обогащает представления ребёнка, направляет мыслительную деятельность, активизирует процессы сравнения, сопоставления, обобщения, классификации, способствует совершенствованию познавательных психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, обогащению словаря, побуждает объяснять наблюдаемое, устанавливать причины, делать выводы. Рассматривание позволяет формировать у детей наглядные образы знакомых и незнакомых предметов, создавать представления о событиях, явлениях, предметах, которые дети не могут непосредственно воспринимать в жизненных ситуациях (животные разных стран, исторические события, труд взрослых и др.).
Экскурсия как форма организации познавательной деятельности предоставляет возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязи его объектов и явлений, наблюдать причинно-следственные зависимости. Возможности экскурсии очень велики при определении различий высоте деревьев, форме листьев, пространственного расположения растений в парке, сезонных изменений в природе и др.
Продуктивный вид деятельности (конструирование)
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребёнок получает определённый продукт (результат). При этом в конструирование заложено и познавательное начало. Ребёнок познаёт форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных строительных и природных материалов, отражает свои впечатления об окружающем предметном мире, в обобщённом виде создаёт новые сооружения.
Конструктивная деятельность способствует развитию мышления, пространственного воображения, обладает специфическими возможностями для развития планирующей функции.
А также математическое содержание может реализовываться в ходе беседы, занимательных задач, решения проблемных задач, коллекционирование, развлечения, викторин, конкурсов. Беседа представляет собой форму организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребёнка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт. Развлечения, викторины, конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Дошкольники накапливают опыт познавательно-игрового общения, взаимодействия с партнёрами, приобретают навык руководства и подчинения правилам игры и требованиям участников. Большое количество занимательного математического материала используется в развлечениях и викторинах (ребусы, кроссворды, логические упражнения, задачи – шутки, лабиринты). Коллекционирование способствует систематизации информации об окружающем мире; формированию, развитию и поддержанию индивидуальных познавательных предпочтений детей; развитию мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация и пр., развитию речи и коммуникативных навыков (ребёнок готов содержательно общаться по поводу своих коллекции как со взрослым, так и со сверстниками). Детям предлагают создавать коллекции календарей, измерительных приборов, модели автомобилей, карт, гербарии и др. Проблемная ситуация - ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики. Психологическая целесообразность педагогического опыта заключается в особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по-своему. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этом возрасте по отношению к окружающим у ребенка формируется собственная позиция. Активность и неутомимость малышей проявляется в постоянной готовности к деятельности. Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление. Индивидуальным и уникальным является и процесс его развития. Одни дети растут быстрее и опережают своих одногодок, другие отстают в развитии. В возрастной психологии понятие нормы носит скорее статистический характер, то есть нормальным признаются такой темп и направленность развития детей, которые наблюдаются у большинства из них на определенном этапе развития. Каждому возрасту присущи свои особенности формирования познавательной активности дошкольников. Рассмотрим их более подробно.
С 1 года до 3 лет
Дети в этом возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а главными объектами познания являются предметы, с которыми ребенок взаимодействует. Процесс познания в этом возрасте происходит за счет взаимодействия ребенка с предметами, его личного участия в разнообразных жизненных ситуациях, наблюдениях и т. д.
Чтобы простимулировать развитие познавательных способностей дошкольника в этом возрасте, необходимо дать ему полную свободу действия в познании окружающего мира, достаточно места и времени для познавательной деятельности. Естественно, все эти условия нужно соблюдать, не забывая о безопасности малыша.
С 3 до 4 лет
К детсадовскому возрасту дети уже, как правило, накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока еще не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности. В этот период начинает формироваться чувственное познание мира и эстетическое восприятие. На смену интересу к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребенку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности и сравнивать один предмет с другим. Одним словом, теперь развитие познавательных способностей дошкольника предполагает не только наблюдение за тем, как игрушечная машинка едет, но и определение ее формы, цвета и отличия ее от других игрушечных машинок по этим признакам.
С 4 до 5 лет
После 4 лет развитие познавательных способностей школьников предусматривает уже не только восприятие и изучение окружающей действительности, но и начало восприятия и понимания человеческой речи. Несмотря на то, что ребенок уже, наверняка, неплохо говорит, в качестве средства познания речи начинает выступать только сейчас. В этом возрасте ребенок учится правильно понимать и принимать информацию, переданную посредством слова. В этот период активный словарь ребенка обогащается не только словами-предметами, но и словами-понятиями.
В возрасте после 4 лет выделяется несколько основных направлений развития познавательных способностей дошкольника:
* установление взаимосвязей между предметами, явлениями и событиями – в итоге ребенок воспринимает мир не как отдельные фрагменты, а как целостную цепь событий,
* знакомство с теми предметами и явлениями, которые ребенок не видит перед собой и не осязает,
* начало первых проявлений личных интересов ребенка (например, малыш начинает понимать, что ему нравится рисовать, петь или танцевать,
* начало формирования положительного отношения к окружающему миру.
С 5 до 7 лет
В этом возрасте развитие познавательных способностей дошкольников включает в себя познание «большого мира», а также, понимание и претворение в жизнь таких понятий, как гуманность, доброта, вежливость, заботливость, сострадание и т. д. В этом возрасте дети уже не просто воспринимают информацию и устанавливают взаимосвязи между явлениями, но и способны систематизировать полученные знания, запоминать их и использовать по назначению. В этом возрасте формируется бережное отношение к миру, основой которого являются представления о моральных ценностях.
Теперь ребенок не только сравнивает, но и делает выводы, самостоятельно выявляет закономерности в явлениях и даже способен прогнозировать те или иные результаты. Одним словом, если раньше ребенок воспринимал готовые решения, то сейчас он стремится сам прийти к какому-то результату и проявляет интерес к поиску решений той или иной задачи.
Педагогический опыт направлен на обеспечение паритета образования и здоровья детей с учётом ФГОС и Сан-Пин. Социальная направленность заключается в том,что дети рассматривались не как объект педагогических воздействий,а как субъект реализации их потребностей, интересов, самостоятельности выражающейся уже в трёхлетнем возрасте в утверждении «Я сам». Данный подход к решению цели педагогического опыта способствовал тому, что образовательный процесс с детьми по формированию элементарных математических представлений был построен в форме НОД, совместной деятельности взрослого с детьми, свободной самостоятельной деятельности, осуществлялся на основе личностно ориентированной модели,которая предусматривает, тесное взаимодействие детей с педагогом,допускающим и учитывающим наличием у дошкольников собственных суждений, предложений,несогласий. Социальная направленность и перспективность представляемого опыта заключается в том, что формирования элементарных математических представлений лежит в основе познавательного развития. Данный опыт имеет общедидактический уровень теоретической и практической значимости и требует минимальных ресурсов,дает возможность проявлять самостоятельность педагога,является одним из средств образовательно- воспитательной деятельности ДОУ. Кроме того, опыт повторяем,и может быть реализован в любом образовательном учреждении. Педагогический опыт используется родителями в совместной деятельности с детьми. Реализация данного педагогического опыта была возможна при наличии следующих условий: 1. Кадровые: Повышаю Профессиональную и специальную компетентность, в форме самообразования. 2. Учебно -методические условия. В практической деятельности в качестве учебно –методического комплекса, поддерживающего обучение,использовалась: Программа Л. А. Венгера «Развитие»; Давайте поиграем. Математические игры для детей 5 -6 лет. Под ред. А. Столяра; Жукова О. Г. Логика. Математика. Конструирование. ИЗО. Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие»; Игровые занимательные задачи для дошкольников. З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец 3. Материально – технические условия. В группе для развития познавательного интереса каждого ребёнка по формированию элементарных математических представлений был оформлен математический уголок. В уголке размещается разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый из детей смог выбрать игру для себя. Это: - настольно-печатные игры
- игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат
- игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур
- игры на развитие ориентировки в пространстве. А также развитие познавательного интереса по формированию элементарных математических представлений прослеживается в «уголке экспериментирования» (например,при работе с весами дети пользуются математическими навыками и умениями); в сюжетно- ролевых играх,таких как «Поликлиника», «Магазин», «Ателье» и т. д;
Результативные параметры.
Эффективность данного педагогического опыта теоретически доказана результатами педагогической диагностики и мониторинга развития детей старшего дошкольного возраста. На практике это доказано тем, что в старшем дошкольном возрасте,дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций,научились выполнять различные действия, научились классифицировать предметы, сравнивать, обобщать, анализировать, уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Стабильность работы доказывают следующие факторы: В учебном году в старшей группе мониторинг познавательной деятельности показал,что на начало учебного года 6% детей освоили программу в полном объёме, 90% освоили программу на достаточном уровне и 4% освоили программу на недостаточном уровне. На конец учебного года 39% детей освоили программу в полном объёме, 61% освоили программу на достаточном уровне. Оценка репрезентативности внедрения инновационного педагогического опыта. Количество вовлечённых субъектов составило: детей -25, педагогов -2, родителей-25.