Светлана Слюсарь
Упражнения для развития у младших школьников функциональной грамотности по русскому языку с элементами ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения, направленные на развитие у младших школьников функциональной грамотности по русскому языку с элементами ТРИЗ-технологий
Функциональная грамотность
Предметная функциональная грамотность Интегративная функциональная грамотность
- Языковая грамотность -Коммуникативная грамотность Сопровождают любую предметную грамотность
- Литературная грамотность -Читательская грамотность
Публикация «Упражнения для развития у младших школьников функциональной грамотности по русскому языку с элементами ТРИЗ» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Русский язык, конспекты уроков
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
- Математическая грамотность -Информационная грамотность
- Естественно - научная и социальная грамотность - Социальная
грамотность (включая правовую культуру, финансовую культуру)
Языковая грамотность младшего школьника – это совокупность умений, навыков, способов деятельности, обеспечивающих:
1) стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной языковой культуры;
2) целесообразный отбор языковых средств для построения
содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных;
3) готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка.
Сформированность языковой функциональной грамотности проявляется в :
• умении пользоваться фактами языка для реализации целей соблюдении норм современного русского языка (орфоэпических, морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических и стилистических);
• соблюдении этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц;
• умении с помощью языковых средств решать конфликты;
• способах работы с лингвистической информацией, оценивании ее полноты, достоверности;
• осознании ценностей современного мира, представленных в языке;
• желании повышать уровень языковой культуры.
Результатами являются:
Стремление к развитию чувства языка.
Совершенствование собственной языковой культуры.
Осознание богатства, красоты и выразительности русского языка.
Развитие мотивации повышать уровень собственной языковой культуры;
Развитие чувства сопричастности к сохранению чистоты русского языка.
Ниже приведены примеры упражнений, направленных на развитие языковой грамотности, с использованием ТРИЗ-технологии.
Задание 1.
Спишите, исправляя ошибки. (ТРИЗ - технология «Творческая ошибка») Выделите орфограммы. Подчеркните по линейке все глаголы одной чертой.
Маладую сбаку звали дружок. Висёлая сбачька этот дружок. Чюткие ушки рошками, пушыстый хвост маленким калечьком. Зупки беленкие и чястые.
Дружок любил по вичерам седать по две прекрастные сахарные косточьки. Ана выбижыт на мяхкую трову и грызёт их. Хараша жызнь у друшка!
Задание 2.
Допиши предложения словами с противоположным значением (ТРИЗ – технология «Инверсия»). Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные.
Собака - друг человека, а волк. .Железо тяжёлое, а пух. Река широкая, а ручей. Чеснок горький, а яблоко. Кисель густой, а суп.. Камень тяжёлый, а известняк. .Дом высокий, а сарай. Мальчик смелый, а девочка Дождь частый, а гром.
Задание 3.
Обведите номер слова, которое является однокоренным к слову чай и соответствует схеме: корень-суффикс-окончание. Сочини сказку с этим словом, используя пиктограмму (ТРИЗ – технология : пиктограмма - запись сказки простыми рисунками).
1)чайка;
2)чайничек;
3)накачай;
4)чайная.