Дарья Фунтова
Технологическая карта по познавательному развитию «Фрукты и овощи — полезные свойства» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия по познавательному развитию
Тема занятия: Фрукты и овощи: полезные свойства
Возрастная группа 4-5 лет (средняя)
Цель: Формирование представлений о полезных свойствах овощей и фруктов через дидактические игры в познавательной деятельности
Задачи:
Обучающие: Формировать представления о полезных свойствах овощей и фруктов
Публикация «Технологическая карта по познавательному развитию „Фрукты и овощи — полезные свойства“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи и фрукты — полезные продукты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
Развивающие: способствовать развитию обследовательских навыков, связной речи, формировать навыки самостоятельного проведения классификации и рассказывание алгоритма классификации другим воспитанникам
Воспитательные: Способствовать формированию позитивного отношения к здоровому питанию, формированию целеустремлённости и настойчивости в поиске решения возникающих проблем
Культурная практика: Познавательная деятельность (ознакомление с природой)
Культурно-смысловой контекст: Осознание воспитанниками важности оказания помощи
Оборудование: Мягкая игрушка «Копатыч», 2 подноса, тарелки, фрукты и овощи (кочан капусты, 2 отваренных картофелины, 2 отваренных свёклы, 2 огурца, 2 помидора, 2 луковицы, 2 головки чеснока, 2 болгарского перца, 2 груши, по 2 сладких и кислых яблок, 2 банана, 2 апельсина, 2 лимона, д/и «Подбери форму», д/и «Да-нетка», д/и «Вкусовые свойства»
Методы: Проблемный (определение и представление проблемы, лежащей в основе ситуации, словесные, игровые, мозговая атака (генерирование идей относительно ситуации, метод описания.
Предварительная работа: Беседы «Овощи», «Фрукты», «Витамины на грядке», «Как растут овощи и фрукты», проектная деятельность «Витамины на грядке», чтение стихотворений и загадок об овощах и фруктах, наблюдения на прогулке за ростом овощей на грядке, посаженных совместно воспитателем и детьми.
Хронометраж: 15-20 минут.
Подготовил: Воспитатель Прокопьева Д. М.
1. Введение в ситуацию. Сюрпризный момент – мягкая игрушка «Копатыч». Проблемная ситуация – Копатыч просит ребят помочь ему вспомнить названия овощей и фруктов, их полезные свойства.
Деятельность обучающихся: Коммуникативная, речевая, познавательно-исследовательская
Планируемые результаты (в результате обучающиеся смогут): Дети предлагают 1-2 варианта решения проблемы
2. Актуализация знаний и умений. Воспитатель вместе с детьми обследует каждый фрукт и овощ отдельно. Воспитатель задаёт вопросы относительно формы, аромата овощей и фруктов, их цвета. Д/И «Подбери форму»
Деятельность обучающихся: Коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая, игровая
Планируемые результаты (в результате обучающиеся смогут): Дети обследуют фрукты/овощи. Дети называют свойства овощей и фруктов
3. Затруднение в ситуации. Воспитатель просит детей показать, как обследовать предметы Копатычу, научить его определять форму, классифицировать объекты. Отгадывание загадок. Д/И «Да-нетка»
Деятельность обучающихся: Коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая
Планируемые результаты (в результате обучающиеся смогут): Дети могут самостоятельно показать и рассказать, как обследовать предметы, классифицируют объекты. Дети отгадывают загадки, справляются с д/и «Да-нетка»
4. Открытие нового знания (способа действия). Как можем определить фрукт перед нами или овощ? Где можем узнать? Что ещё мы можем узнать о фруктах и овощах? Каким способом?
Деятельность обучающихся: Коммуникативная, познавательная
Планируемые результаты (в результате обучающиеся смогут): Дети предлагают ответы на вопросы и способ исследования овощей и фруктов.
5.Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребёнка. Дегустация овощей и фруктов, называя их вкусовые свойства. Д/И «Вкусовые свойства» Деятельность обучающихся: Коммуникативная,познавательно-исследовательская
Планируемые результаты (в результате обучающиеся смогут): Дети называют знакомые им овощи и фрукты по вкусовым свойствам
6. Осмысление. Беседа: Что мы узнали об овощах и фруктах? Какой новый способ обследования мы с вами освоили? Всё ли понятно?
Вам понравилось занятие?
Деятельность обучающихся: Коммуникативная, рефлексивная
Планируемые результаты (в результате обучающиеся смогут): Дети называют 1-2 условия преодоления затруднения на занятии
Приложение к технологической карте №1
Дидактическая игра «Подбери форму»
Цель: упражнение в сравнении формы изображённого предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по образцу.
Задачи:
Образовательная: упражнять сравнивать форму изображённого предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по образцу.
Развивающая: развивать внимание.
Воспитательная: воспитывать усидчивость, целеустремлённость.
Оборудование: 5 карточек с изображениями геометрических фигур (по одному кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу, по 5 карточек с изображениями предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, помидор, воздушный шар, апельсин, квадратной формы (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг, овальной формы (дыня, огурец, лист, яйцо, банан, треугольной формы (морковь, крыша дома, пирамида, ель, палатка). Все материалы подготовлены на каждого ребёнка.
Ход игры:
1. Воспитатель: Ребята, нас окружают предметы, у которых есть своя геометрическая форма. Давайте попробуем вместе увидеть в предметах геометрические формы.
2. Дети вместе с воспитателем рассматривают несколько предметов и подбирают к ним геометрические формы. Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно сортировать предметы по геометрической форме. Назвать форму отдельных предметов. Выигрывает тот, кто быстрее подберёт все карточки к геометрическому образцу. Активные дети подбирают геометрические фигуры у доски, а стеснительные – за столами.
3. Завершение. Воспитатель вместе с детьми подводит итоги проведённой игры.
Приложение к технологической карте №2
Дидактическая игра «Да-нетка»
Цель: актуализация знаний об овощах и фруктах, их свойствах.
Задачи:
Образовательная: актуализировать знания об овощах и фруктах, их свойствах.
Развивающая: развивать внимание.
Воспитательная: воспитывать внимательность, целеустремлённость.
Оборудование: муляжи или изображения овощей, фруктов
Ход игры:
1. Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру. Я загадаю овощ или фрукт. А вы будете задавать мне вопросы, на которые я буду вам отвечать только «да» или «нет». Например, «Растёт на грядке?», «Он круглый?», «Он красного цвета?», «Он кислый?».
2. Дети задают воспитателю вопросы. При необходимости воспитатель помогает детям правильно формулировать вопросы, даёт ответы. Подводит к формулированию вывода и узнаванию загаданного фрукта или овоща. Активные детки задают вопросы, называют загаданный фрукт/овощ, стеснительные детки могут слушать заданные вопросы активными ребятами, с помощью карточек с изображением фрукта/овоща показывают ответ.
3. Завершение. Воспитатель вместе с детьми подводит итоги проведённой игры.
Приложение к технологической карте №3
Дидактическая игра «Вкусовые свойства»
Цель: создание условий для развития умений различать по вкусу овощи и фрукты.
Задачи:
Образовательная: обучать различать овощи и фрукты по вкусу.
Развивающая: развивать вкусовые и обонятельные ощущения.
Воспитательная: воспитывать внимательность, целеустремлённость.
Оборудование: поднос с нарезанными овощами и фруктами (капуста, морковь, отваренные картофель и свёкла, огурец, помидор, лук, чеснок, груша, яблоко, апельсин, лимон, банан) и карточки с их изображениями. Комплект на каждого ребёнка.
Ход игры:
1. Воспитатель: Ребята, Копатыч принёс овощи и фрукты. Мы с вами уже помогли ему разделить овощи и фрукты, назвать их. А вот вкус их он не помнит. Давайте вместе попробуем каждый овощ и фрукт, и расскажем ему о их вкусе: кислый, сладкий, острый.
2. Воспитатель предлагает ребёнку с закрытыми глазами попробовать на вкус овощи/фрукт, а затем ребёнок открывает глаза и выбирает тот овощ/фрукт, который он пробовал. Так проделывают со всеми фруктами и овощами. Ребёнок не только выбирает карточку с изображением овоща/фрукта, но и называет его. Стеснительные ребята могут просто показать карточку с изображением овоща/фрукта.
3. Завершение. Воспитатель вместе с детьми подводит итоги проведённой игры.