Алла Минбаева
Фридрих Фребель о воспитании и развитии детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
обрый день уважаемые коллеги. Сегодня мы хотели бы рассказать об игровом наборе «Дары Фребеля» и поделиться опытом его использования в нашем детском саду. Прежде чем представить вам многообразие возможностей применения данного дидактического материала в педагогической деятельности, необходимо остановиться на личности самого Фридриха Фребеля (слайд №1 – фото Фребеля и его цитата). Ф. Ф. родился 21 апреля 1782 года, в небольшом княжестве Оберсвайбах (Германия). Немецкий педагог-новатор. Именно Фребель заложил основу современной системы образования, начав строить учебные курсы на уникальных нуждах и способностях детей. Ему принадлежит идея детских садов, собственно само словосочетание «детский сад» употребил впервые Ф. Ф. Первое учреждение, названное им привычным нашему слуху названием «детский сад» было открыто Фребелем в 1840 году в городе Блангенбург. Можно сказать, что этот педагог опередил свое время высказав мнение об уникальности «маленькой личности» и о необходимости разносторонне эту личность развивать т. е. то, что сегодня требует от нас современный мир и современная система образования.
Публикация «Фридрих Фребель о воспитании и развитии детей в детском саду» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Все мы знаем о том, что ведущая деятельность дошкольника –игра. Именно игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства,помогает ребенку налаживать межличностные связи. Кто же является главным организатором детских игр в младшем и среднем возрасте? Конечно воспитатель. Мы проводим с ребятами весь день и занимаемся с ними различными видами деятельности. «Игра и разговор-вот стихия, в которой живет теперь ребенок». Если вдуматься в эти слова, можно понять насколько глубокую мысль для педагога именно доу высказал ФФ. Осознание этой, казалось бы, простой истины пришло к Ф. Ф. более 200 лет назад, ну а мы должны понимать ее актуальность и сегодня. Иными словами говоря: слово и игра-наши основные инструменты. Хорошие и правильные слова для воспитанников мы всегда сумеем найти опираясь на свой опыт и на особенности деток. Мы вам предлагаем построить образовательную и игровую деятельность взяв в помощники 14 «чудесных коробочек».
Что же из себя представляют «Дары Фребеля»? Как я уже упомянула- это 14 деревянных коробочек с различным дидактическим материалом. В последствии речь будет идти о 6 дарах,т. к. они являются основными и изобретены самим Фребелем. Остальные дары добавленые его учениками последователями, сделали этот дидактический набор наиболее функциональным.
Развивающие материалы Фребеля получили одноименное название «Д. Ф.» Дары пронумерованы по степени сложности. Всего 6 основных наборов. Это система простых и доступных материалов в качестве развивающих игр с детьми, с учетом их возрастных особенностей.
1 д. ф. –это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (можно использовать с 2 м.)Игры с мячиком учат различать цвета и ориентироваться в пространстве. От себя хотелось бы добавить, поиграв впервые с этими мячиками я очень удивилась своим впечатлением. Мячи яркие, теплые и очень приятные на ощупь. Для того что-бы правильно управляться с мячиком во время выполнения упражнения, необходимо по-особому вести руку, для ребенка это очень важно, т. к. развивает сенсорно-моторную координацию. Попробуйте сами и вы убедитесь,что это не так просто - задать правильную амплитуду руке, тем более ребенку младшего дошкольного возраста. Этот дар подходит для различных видов деятельности, от подвижных игр (на слайдах представлены лишь некоторые ловкие обезьянки, держи – хватай) до познавательной.
2 д. ф. - это шар,куб и цилиндр одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. (шар катится, а куб неподвижен.) 3-4 года. Шар во 2 даре нужно рассматривать,как символ движения, куб –символ единства в многообразие цилиндр совмещает свойства и шара и куба.
3,4,5,6, дары – это куб,разделенный на мелкие части (кубики и призмы) Так дошкольники знакомятся с геометрическими формами, получают представление о целом и его частях. 3-5 лет( 33 геометрических тела)
Материалы для знакомства с плоскими фигурами (формы жизни и формы красоты) дети 5-6 лет. Они представлены на слайде. На мой взгляд не заменимый дидактический материал для любого вида деятельности. Обратите внимание на слайды.
Исходя из выше сказанного очевидно,что д. ф. не просто счетный материал или материал для конструирования как может показаться с первого взгляда. Это уникальный набор представляющий нам возможность и считать и строить и создавать свои сюжеты ; креативить и творить. Главное- придумать себе занятие и воплотить его в жизнь вместе с ребятами! Мы обратили внимание, что во время той или иной деятельности ребятам легче донести свою мысль если использовать не только слово,но и ручной труд. Когда мы стали применять дары на практике, многие дети буквально раскрылись для нас (это те молчуны,которые как правило стараются отсидеться,когда педагог задает вопрос) Так вот эти ребята, используя дидактический материал гораздо легче и с большей продуктивностью идут на диалог, им проще, когда осуществляется переход от иллюстрирования к слову. (руки и мыслительный процесс тесно взаимосвязаны) Таким образом происходит интеграция одной деятельности в другую.
Мы используем д. ф. не как замену привычной образовательной деятельности, которой занимаются все педагоги. Эти коробочки с уникальным содержимым помогают,как нам кажется, раскрывать творческий потенциал и самобытность наших воспитанников.
В контексте темы нашей встречи необходимо сказать,что д. ф. – это первая развернутая система сенсорного воспитания дошкольников. Сенсорное воспитание должно решать ряд следующих задач
1 Формировать общую сенсорную способность,т. е. способность к использованию сенсорных эталонов(5,затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм, 3 градации величины)
2Ребенок должен не просто узнавать предмет,но и материал из которого он сделан (цвет, форма,размер итд)
3 Дети должны уметь использовать в качестве эталонов плоскостные и обьемные формы,выделять самую крупную часть,а затем более мелкие. Совершенствовать глазомер.
Всем этим требованиям отвечает наш помощник в сенсорном развитие детей-Дары Фребеля.
Стоит упомянуть,что «Дары Фребеля» мы используем во всех направлениях развития и образования детей (образовательные области).
Если мы говорим о социально-коммуникативном развитие,то взаимосвязь между общением и игрой очевидна. «Эти два вида деятельности создают более высокие жизненные отношения и связи» ФФ, а нам здесь нечего возразить. : игра способствует социализации ребенка.
Речевое развитие. В воспитании детей (утверждал Фребель) с самого малого возраста важно общение со взрослыми: никогда не проносите молча ребенка мимо предметов, постоянно сопровождайте словами действия по отношению к нему, называйте действия, производимые предметами, побуждайте в ребенке стремление общаться с вами, в начале звуками, жестами, а затем и словами. Данный дидактический материал 1 нам в этом помощник. Многообразие предметов для манипуляций, творчества, главное поводов для вопросов, следовательно общения.
Для тех педагогов,кого заинтересовал наш опыт и есть желание применить его в своей деятельности хочу уточнить. Нельзя использовать д. ф. как обыкновенный конструктор. Иными словами говоря – это не игрушка,а обучающий материал. Занятия с дарами должны быть продуманными и интегрированными, тогда для ребят появление коробочки с дарами во время образовательной или игровой деятельности будет сюрпризом.
Худ-эстет развитие. Рисование, аппликация и здесь можно разнообразить привычную деятельность. Свободное рисование (веревочки, переплетение тонких дощечек, просто плетение. Не говоря об аппликации, ведь это художественный образ созданный через наложение различных форм, фигур, материалов.
Физическое развитие. Развитие мелкой и крупной моторики очевидно. А также широкие возможности применения дидактического материала в подвижных играх.
Познавательное развитие. Мы используем дары для помощи в формировании целостной картины мира, расширения кругозора итд. Тот вариант,когда ребенок получает возможность не только говорить,но и иллюстрировать свою мысль.
В заключение хотелось бы сказать,что можно по-разному относиться к тем или иным методикам развития детей. Исходя из своего опыта я поняла, что педагогу необходимо быть открытым новым знаниям и уметь черпать для своей практики положительный опыт. Наш девиз – работа во благо детей.
Уважаемые коллеги, хочу предложить вам перенестись в детство и немного поиграть.
Игра «Мешочек с фантазиями».
Задачи:
1 Стимулировать развитие связной речи и познавательного интереса.
2 Развивать абстрактно-логическое мышление.
Предварительная работа. Необходимо показать ребятам иллюстрации с изображением растительного и животного мира джунглей.
Подготовка материалов к игре. «Волшебный мешочек», экземпляры из коробок №7, №8,№ 9 ,№ j 1.
Организация игрового пространства. Играть можно как за столом, так и сидя на стульчиках или на паласе.
Дальнейшее развитие игры. Возможно предложить детям пофантазировать, чем могли бы быть эти фигуры в мире джунглей и сочинить совместную историю о том, как «вдруг мы оказались в джунглях и встретили там …» или «и вот однажды…». В конце рассказ можно озаглавить.
Уважаемые коллеги конечно обратили внимани е,что не так-то просто придумать свое место в общем рассказе для такого материала,как дар Фребеля. Детям приходится включать все свое воображение и задействовать весь свой словарный запас,что-бы сочинить рассказ. Именно этим и отличается наш мешочек с фантазиями от других подобных игр. Ведь фантазия не должна иметь приделов и границ,сегодня в век информационных технологий эта сторона развития детей одна из самых уязвимых.