марина скворцова
Обучающий семинар «Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Игровые обучающие ситуации
как нетрадиционная форма работы с дошкольниками
Цель: Познакомить педагогов с новой формой организации детско-взрослой деятельности - игровые обучающие ситуации, их видами, характеристиками. Дать понятие сценарий активизирующего общения. Выявить и уточнить знания педагогов о моделях организации обучения детей дошкольного возраста. Упражнять в умении составления сценария активизирующего общения ИОС и вырабатывать единое мнение в группе.
Публикация «Обучающий семинар „Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Форма проведения : Обучающий семинар.
Количество присутствующих – 14 человек.
Дата проведения – 07.12.2011 г.
Литература:
1. Ельцова О. М., Терехова А. Н. Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками // Начальная школа. - 2011. - №1
2. Драгунова О. В. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие.
Часть I. - Чебоксары, 2003.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных педагогов и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
23 ноября 2009 г. вышел в свет ПРИКАЗ№ 655 МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" зарегистрировано в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г. N 16299
В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры детей, важной составляющей которой является речевая культура. Согласно ФГТ, сегодня нужны новые формы работы, которые позволяли бы педагогам, образно говоря, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались. Наконец, в ФГТ педагогам-практикам предлагается:
— обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
— сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости фактов, явлений и проч. ;
— строить программы с учётом принципа интеграции дисциплин, в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
— основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
— предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей.
В истории дошкольной дидактики большое внимание уделялось и уделяется моделям организации познавательной деятельности детей. Эти модели возникли в историческом процессе развития дошкольного образования в XIX-XX веках. Сначала Ф. Фребелем была разработана "учебная модель". Позже, примерно в одни и те же годы, были созданы две другие: "комплексно-тематическая" (О. Декроли) и "предметно-средовая" (М. Монтессори). Главное их отличие заключается в стилях взаимодействия воспитателя с ребенком (тех позициях, которые они занимают в процессе обучения, а также в характере содержания образования.
В учебной модели взрослый четко направляет деятельность ребенка на освоение выстроенных в строгой логической последовательности и дифференцированных по сферам познания и видам деятельности содержания образования (по типу учебных предметов). В связи с этим любые отвлечения детской активности от задач данного учебного занятия считаются нежелательными и пресекаются воспитателем, который четко определяет направление деятельности ребенка.
В комплексно-тематической модели содержание образования предстает перед ребенком через систему тем, каждая из которой посвящается какому-то явлению или объекту действительности. Такое содержание образования больше соответствует возрастным особенностям мировосприятия ребенка и предоставляется ему более широкий простор для смыслотворчества и самовыражения. Воспитатель в этой модели влияет на ребенка, в основном, как на партнера совместной деятельности, что обеспечивает последнему достаточное пространство для самостоятельности и творчества.
В предметно-средовой модели образовательное содержание заключено в материалах, подготовленных педагогом для разных видов самостоятельной деятельности ребенка. Это могут быть автодидактические материалы для упражнения детей в различении свойств предметов (модель М. Монтессори,материалы необходимые для рисования, конструирования, атрибуты для творческих и дидактических игр по определенной тематике и т. д. Ребенку предоставляется возможность самому выбрать тему, вид деятельности и способ реализации замысла. Воспитатель лишь помогает ребенку в случае необходимости, если тот обращается к нему за помощью. (девиз)
Личностно-ориентированное обучение - одно из направлений гуманной педагогики. Ребенок в нем является не просто субъектом своей деятельности, но и субъектом "приоритетным", то есть субъектом педагогического процесса. Самоназвание этого обучения говорит о том, что в нем уделяется большое внимание индивидуальным и возрастным особенностям каждого ребенка и обеспечивается подход к нему как личности.
Одной из новых и актуальных тем на сегодня, является использование разных форм организации детско-взрослой деятельности.
Игровые обучающие ситуации (ИОС) — одна из форм совместной деятельности.
Навыки игрового общения, которые будут при обретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.
Мир ребёнка, как и мир взрослых, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передаётся из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений., путем приобщения к элементам социальной культуры.
Однако детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению как между собой, так и с окружающими людьми. Чтобы ребёнок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый. Именно он может и должен создать условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения.
К этим условиям можно отнести, во-первых, обогащение детей впечатлениями об окружающем мире; во-вторых, привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, обсуждение событий из жизни, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр и т. д.); в-третьих, активную позицию ребёнка в деятельности, прежде всего совместной.
«Освоение» мира взрослых, принятие или непринятие их педагогических установок и отношения к жизни происходит у дошкольников в ходе совместной предметной и предметно-игровой деятельности.
Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой работы с детьми, как ИОС. Известно четыре их вида: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки. (моделирование)
В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Такие ситуации чаще всего используются в работе с младшими дошкольниками. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Кроме того, используются в образовательном процессе игровые ситуации-упражнения. Теперь ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС начинают использовать со средней группы.
Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии поведения в мире людей. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять своё игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.
В подготовительной к школе группе используются ситуации-оценки предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
Как показала образовательная практика, все положительные качества и знания у детей формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в неё педагогом.
Основу составляет сценарий активизирующего общения. Он может включать различные формы проведения : это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, картин и т. п.). Именно в этих видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несёт основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
Разрабатывая сценарии активизирующего общения, решаются важные задачи: коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребёнка, его языковых игр, диалогов между детьми, т. е. детской языковой и коммуникативной самодеятельности. В целях оптимизации образовательного процесса воспитатели конкретизируют эти задачи на обучающие, развивающие и воспитательные.
В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Этот подход позволяет педагогам успешно реализовать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики — «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались».
Это даёт возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, в заимообогащающими развитие ребёнка. Ведь в процессе игрового общения дошкольник учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Необходимо не накапливать их, а решать с их помощью важные жизненные задачи.
Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в ИОС выступает как партнёр по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребёнка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно ребёнка темы, а также при необходимости уходить от неприятных ситуаций.
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными, например, для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи. Однако чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, воспитатели при составлении сценариев активизирующего общения должны стараться подбирать «конкретный языковой материал», специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности.
Таким образом, те специальные речевые занятия, которые решали задачи языкового развития, преобразуются так, чтобы одновременно и параллельно можно было решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.
Ученик это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.
Адольф Дисверг, немецкий педагог