Юлия Лебедева
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей посредством экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Фотоотчет "Формирование познавательно - исследовательской деятельности детей через экспериментальную деятельность"
Детство – пора удивительных открытий. Мы знаем: маленькие дети занимаются целый день какими-то вещами не от скуки, а из врожденной тяги к открытиям. Они исследуют мир вокруг себя, хотят выяснить, какое значение имеют вещи, что можно с ними делать. В этих экспериментах дети испытывают разнообразные, совершенно удивительные чувства. Чем интенсивнее они занимаются исследованием предметов вокруг себя, тем лучше результаты, тем больше чувств задействуют. Если в течение некоторого времени получаешь такой опыт, то открываешь для себя определенные взаимосвязи и закономерности. Все вещи, которые сделаны из одного и того же материала, чем-то похожи, а другие вещи отличаются от них, но тоже могут быть интересны. Постоянные исследования и эксперименты ведут к пониманию причины и следствия.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей посредством экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития.
Эксперимент (от латинского - проба, опыт.) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.
В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно- научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Детская познавательно-исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Педагогическая целесообразность. Влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближение дошкольника к реальной жизни, пробуждение логического мышления, способности анализировать, делать выводы.
Программа предполагает комплексное решение ряда задач познавательного, социального, экологического развития детей, реализуемых в ходе познавательно - исследовательской, экспериментальной и преобразующей деятельности.
Цель: Создание условий для формирования основ целостного мировосприятия детей дошкольного возраста средствами экспериментирования.
Задачи:
• развивать познавательный интерес к окружающему миру, пониманию взаимосвязей в природе и места человека в ней;
• способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
• расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
• знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
• формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Объектами поисково-исследовательской деятельности являются:
Живая природа
1. Растения и животные как живые организмы, которые растут, дышат, размножаются, питаются, развиваются, их общие признаки, сходства и различия.
2. Строение, функции и значение частей растений. Видоизменение частей растения, его связь с выполняемыми функциями.
3. Особенности строения и функций некоторых частей тела и органов у животных.
4. Многообразие живых организмов, их приспособление к среде обитания; сезону; экологической системе; природной (климатической) зоне.
5. Представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода).
6. Факторы неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу.
7. Характерные особенности сезонов (времен года): в неживой природе изменение температуры воздуха, воды, почвы, влажности воздуха, состояния осадков и др. ; в жизни растений и животных изменение внешнего вида, способов питания, образа жизни; в разных климатических зонах.
8. Характерные особенности экологических систем - зависимость живой и неживой природы на примере конкретных объектов: пруд, лес, луг, город.
9. Характерные особенности природно-климатических зон — взаимосвязь неживой и живой природы: тундра, смешанный лес (тайга, пустыня, джунгли, Арктика и Антарктика.
10. Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы: живая и неживая природа, животные и растения, растения и растения, животные и животные, человек и природа.
Неживая природа
1. Свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, чернозем (плодородная часть почвы).
2. Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое): свойства и качества жидких, твердых, газообразных веществ, особенности их взаимодействия друг с другом (например, в воде растворяются некоторые твердые вещества); переход вещества из одного агрегатного состояния в другое на примере воды (пар, вода, лед, условия, необходимые для этого перехода (температура); круговорот воды в природе, водная система планеты Земля.
3. Планета Земля: рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток; природные катаклизмы (землетрясения, вулканы, наводнения, цунами, смерчи, ураганы).
4. Космос, Солнечная система, планеты, спутники (искусственные и естественный - Луна, небесные тела (метеориты, кометы, солнечное и лунное затмение.
Физические явления
1. Свет, его свойства и признаки, оптические приборы; цветообразование.
2. Магнетизм, процесс намагничивания — размагничивания, компас.
3. Вес и невесомость, земное притяжение, приборы для измерения веса.
4. Электричество, условия его возникновения, свойства электричества, материалы - проводники и изоляторы, природное (молния) и рукотворное (ТЭЦ, ГЭС, электрические батареи).
5. Звуки, их разнообразие, источники звуков, причины возникновения и исчезновения, эхо, особенности восприятия звуков человеком и некоторыми животными.
6. Тепло, тепловые явления, влияние тепла на свойства веществ, теплопроводность и теплоизоляция (условия потери и сохранения тепла, измерение температуры тел и веществ.
7. Движение, упругость, давление, сила выталкивания и отталкивания, трение, инерция, передача энергии от одного тела другому.
8. Время, день и ночь, дни недели, месяцы, календарь, часы.
Человек
1. Человек - живой организм: особенности строения человеческого тела; особенности строения и функционирования органов и систем; человек как высшее биологическое существо, его отличие от животных.
2. Человек - пользователь природы: экологические катастрофы (загрязнение воды нефтью и химическими отходами, высыхание водоемов, вырубка лесов и пр.); роль человека в возникновении и разрешении экологических катастроф; выращивание человеком растений и животных с учетом особенностей их строения и развития; использование растений и животных, искусственный отбор.
Рукотворный мир
1. Предмет как таковой: строение, функции, форма, размер, цвет, назначение; свойства Материала; качество материала; связь между свойствами и качествами материала, характером использования вещей, сделанных из него, и назначением. Предметы и их значение для удовлетворения потребностей человека.
2. Предмет - творение человеческой мысли: многообразие рукотворного мира, возможность его преобразования; ретро - и перспективный взгляд на предмет (прошлое - настоящее - будущее); возможность сделать предмет удобным и красивым; связи, отношения в системе человек - предмет - природа - человек.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Традиционные методы
• Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).
• Практические (игры-опыты, игры-эксперименты, игры с элементами ТРИЗ, сюжетно- ролевые игры с элементами экспериментирования, дидактические игры, настольно - печатные игры, фокусы, занимательные опыты)
• Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов)
Инновационные методы
• Метод игрового проблемного обучения (проигрывание проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы).
• Мнемотехника (фиксирование и запоминание результатов эксперимента).
Опыты с воздухом
Цветные ледышки
Тонет не тонет
Сравниваем бумагу, ткань и резину
Экспериментируем вместе с родителями
Смешиваем цвета
Свойства воды
Как дышат растения
Свойства снега и льда
Свойства звука