Ирина Огурцова
Формирование у детей ценности здорового образа жизни в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Основной целью нашей работы в детском саду, является создание оптимальных условий для организации взаимодействия ДОУ и семьи для формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников.
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Публикация «Формирование у детей ценности здорового образа жизни в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей (законных представителей) на основе доброжелательной критики и самокритики. Уважение педагога в семье, а родителей (законных представителей) – в дошкольном учреждении.
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детского сада комбинированного вида № 46 «Колокольчик города Белгорода (далее МБДОУ д/с № 46, одним из условий успешного взаимодействия ДОУ и семьи являются формы совместной работы дошкольного образовательного учреждения с родителями. Одно из взаимодействий мы выбрали проекты с вовлечением всех участников образовательного процесса.
В рамках реализаций проекта в МБДОУ д/с № 46, для сохранения и укрепления здоровья детей разработана система : обеспечение здорового образа жизни, физические упражнения, фитотерапия, физиотерапия, активный отдых, гигиенические и водные процедуры.
Проект, состоящий из следующих условных блоков :
1) «Я осваиваю гигиену»,
2) «Я и мой организм»,
3) «Я и движение»,
4) «Я и питание».
Каждый блок включает различные виды образовательной деятельности и других форм организации и методов, отличающиеся по продолжительности, количеству участников: комплексные, творческие, игровые, исследовательские, индивидуальные, групповые. В содержании проекта включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы, как с детьми, так и с родителями: занятия, совместные праздники, игры, конкурсы, выставки, создание в условиях семьи условий для развития двигательной активности – спортивные уголки, активный образ жизни и т. д.
Систематически даем консультации для родителей (законных представителей) («Часто болеющий ребенок», «Питание дошкольника», «Психологическое здоровье ребенка», «Закаливание», «Гигиена дошкольника», «Движение для здоровья», «Овощи и здоровье»). Например, консультацию «Движение для здоровья» надо начинать с показа физкультурного занятия, рассказывать об особенностях физического развития детей дошкольного возраста, знакомить с работой направленной на повышение двигательной деятельности детей в детском саду.
Педагоги совместно с детьми вовлекают в процесс подвижных игр на территории детского сада, приглашая родителей поиграть с ними. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем, совершенствуются физические навыки. [2, c.21] Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Важная роль в организации и проведении подвижных игр с детьми отводятся родителям (законным представителям, так как именно взрослые естественным образом могут привлечь ребенка к игре и руководить ею, следить за выполнением правил. Также в ходе таких игр родители (законные представители) знакомятся с организацией подвижных игр с учетом возрастных особенностей детей, могут наблюдать за организацией и проведением игр и в дальнейшем проводить игры самостоятельно.
Проводим тематические родительские собрания («Организация отдыха детей с пользой для здоровья», «Старший дошкольный возраст - время больших возможностей и опасностей», «Овощи и здоровье» знакомили родителей (законных представителей) с вопросами рационального питания детей в семье, дискутировать по проблеме вегетарианства относительно дошкольников, о причинах плохого аппетита, рассказывать о том, как знакомить детей с полезными для организма продуктами.) Собрание заканчивали дегустацией блюд из овощей и фруктов, круп.
Организовываем круглые столы («Чтобы ребенок рос здоровым», «Использование пространства жилого дома для укрепления здоровья ребенка», «Досуг семьи»).
Регулярно делимся информацией с родителей на сайте дошкольного образовательного учреждения.
Оформляем фото - газеты «Выходной – чем занять ребенка» (родители (законные представители) делятся опытом семейного воспитания).
Проводим массовые мероприятия совместные с родителями «Спортивная гостиная», формируем представление о том, что физически развитым и здоровым может стать каждый человек, стоит лишь приложить старание и упорство, раскрытие значения физкультуры для человека (на примере конкретных, знакомых детям людей, воспитание убеждений о необходимости вести здоровый образ жизни. Совместно с детьми обсуждается, кого пригласить на встречу. Определяется состав гостей. Дети готовятся к задаванию вопросов, вовлекая в совместный процесс, ребенок-педагог-родитель.
Пропаганду знаний также ведем через родительский уголок, информационный стенд. Перечисленные формы работы помогут воспитателям сделать родителей своими союзниками по формированию ценности здорового образа жизни у дошкольников.
Таким образом, педагоги и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия в формировании ценности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Считаем, что предпосылкой формирования здорового образа жизни детей дошкольников, является согласованность воспитания в семье и дошкольном учреждении, что мы и наблюдаем в данном дошкольном образовательном учреждении.
Литература
1. Андреева, Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. …канд. пед. наук //Н. А. Андреева. - Екатеринбург, 2005.– 22 с.
2. Багманян, М. М. Взаимодействие ДОО и семьи по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 21–25. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/56812.htm.
3. Валентик, Ю. В., Мартыненко А. В., Полесский В. А. Формирование здорового образа жизни молодежи. -М, 1988.
4. Веневцева, Ю. Л., Мельников А. Х. Валеология: новое или забытое старое? //Взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка: Программа и практическое руководство/Сост. Л. И. Пономарева, В. А. Нетаева, Г. В. Заостровных, Н. А. Андреева: ШГПИ,ИПКиПРО Шадринск-Курган,2004.–63 с.