Елена Корешкова
Формы взаимодействия с семьями воспитанников в летний оздоровительный период
▼ Скачать + Заказать документы
Плодотворное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников строится на следующих принципах:
1. Доверия. Родители, должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку. Воспитатели, в свою очередь не должны торопиться с отрицательными оценками его развития.
2. Практической направленности. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия (мастер-классы, тренинги, практикумы и др.)
3. Динамичности. Минимум раз в неделю необходимо обновлять материал на стенде для родителей и обращать их внимание на новые материалы после размещения.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Лето. ВСЕ материалы на летнюю тему
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
4. Открытости. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, присутствовать во время режимных моментов и образовательной деятельности, по просьбе педагога, либо по желанию родителей (дни открытых дверей и др.)
5. Обмена информацией. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания и обучения (дискуссии, обмен опытом и др.)
6. Дифференцированности. Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания (детское упрямство, застенчивость, капризы, беспокойный сон и др.)
Основные направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников
Рекламное
• Стенды
• Выставки
• Листовки
• Дни открытых дверей
• Родительская газета
• Работа официального сайта организации
• Публикации
• Сотрудничество со СМИ
Диагностическое
• Анкетирование
• Опросы
• Индивидуальные беседы
• Тестирование
• Работа почтового ящика
• Работа телефона доверия
Психолого-педагогическое
• Наглядная педагогическая пропаганда (памятки, ширмы, папки-передвижки)
• Родительские собрания
• Консультации
• Беседы
• Тренинги
• Деловые игры
• Работа «Родительского клуба»
• Работа «Школы молодых родителей»
• Мастер-классы
• Практикумы
Непосредственное участие
• Семейные образовательные проекты
• Участие в познавательной и экспериментальной деятельности детей
• Участие в культурно-досуговых мероприятиях
• Шефская помощь
• Трудовой десант
Рассмотрим особо актуальные из них.
Традиционной формой взаимодействия с родителями в любом образовательном учреждении является родительское собрание. Темы родительских собраний летом связаны с оздоровлением и безопасностью жизнедеятельности детей, а так же с подготовкой к новому учебному году.
Родительские собрания - как форма сотрудничества дают возможность родителям ближе узнать содержание образовательной деятельности, а педагогам узнать особенности воспитания в семьях. Приобщение родителей к жизни детского сада создаёт ситуацию, в которой папы и мамы размышляют над проблемами воспитания и обучения, вместе узнают новое. Всё это сплачивает семью, повышает её педагогическую культуру. Но если собрание было не продумано в плане организации и подбора материала - оно обречено на неудачу, а вместе с тем в следующий раз родители могут просто не прийти на мероприятие.
Обратите внимание на возможные положительные и отрицательные стороны организации и проведения собраний:
Положительные:
Длительность до 1 часа
Тема актуальна, взята по запросу родителей, по проблемам группы
Качественно подготовленное собрание
Проходит в форме диалога
Родители непосредственные участники, обсуждают, спорят, доказывают
Привлечение специалистов (медицинской сестры, педагога-психолога, музыкального руководителя, учителя и др., выступления детей
Отрицательные:
Собрание длится больше 1 часа
Тема без учета возможных трудностей, интересов родителей
Слабое, плохо подготовленное собрание
В форме монолога
Родители только слушают
Выступает один воспитатель
Мастер-класс- это одна из интересных форм работы, которая имеет большой успех у родителей детей разных возрастных групп. Прежде, чем начать работу в данной форме, лучше запустить опросники с перечнем тем на выбор родителям. Затем составить план работы по актуальным для родителей темам и подготовить материал информационного и практического характера. Вот некоторые из тем: «Страна песочных игр», «Досуг семьи летом». Родители во время таких встреч узнают новое для себя в плане воспитания и обучения детей, а также могут обсудить некоторые трудности в общении с детьми по данной теме друг с другом, получить удовольствие при выполнении какого– либо практического задания, которое могут затем применить дома вместе с ребенком (изонить, бумажная пластика, пластилинография, игры– забавы своими руками и многое другое).
Дни открытых дверей- по мнению авторов: О. И. Давыдовой, Л. Г. Богославец, А. А. Майер у родителей появляется желание разобраться, чем живет, чем занимается ребенок в детском саду. Тема Дней открытых дверей в августе– это ознакомление родителей вновь прибывших детей с детским садом, распорядком дня, деятельностью детей, требованиям к ним. Характерно, что первый для родителей День открытых дверей иногда дает два противоположных эффекта: один успокаивает настолько, что почти снимает дальнейший интерес к жизнедеятельности ребенка в детском саду: «Там все так хорошо устроено, что не о чем беспокоиться». Другой, напротив, побуждает этот интерес: «Я и не думал, что с малышом столько проблем». Рассчитывая на положительный результат взаимодействия, педагогический коллектив должен стремиться «озадачить», а не успокоить родителей воспитанников. День открытых дверей предоставляет для этого наилучшие возможности благодаря особой наглядности: ребенок наблюдается в обычной для него обстановке, его действия и поведение воспринимаются в контексте реальных взаимоотношений с окружающими. Данная форма отличается тем, что в ней познавательное начало как бы скрыто за внешней видимостью обычного знакомства с жизнью детей. Подготовить хорошее занятие, организовать игру или обогатить воспитательными приемами прогулку-это всего лишь полдела. Не менее важно найти формы объяснений, позволяющие действительно научить даже тогда, когда человек на это не настроен: он шел в детский сад, руководствуясь желанием просто посмотреть.
Подготовка ко Дню открытых дверей для родителей включает не только открытые моменты, но и тщательное обдумывание сведений, сообщаемых присутствующим. Объяснения даются вначале (вступительная беседа) и в конце- как заключение. Они должны быть изложены последовательно и в доступной для родителей форме.
Родительская газета- ещё одна новая форма взаимодействия педагогов и родителей. Выпуском газеты «Здоровый образ жизни детей летом» можно придать новизну практике взаимодействия семьи и детского сада в направлении «Физическое развитие», обеспечить единство физического развития в детском саду и дома. Задачи, способствующие реализации данной цели: оказание родителям квалифицированной психолого-педагогической, методической помощи по вопросам воспитания, обучения, оздоровления детей в летний период; обеспечение своевременной информации об особенностях работы группы, о событиях, происходящих в детском саду.
Преимущество групповой газеты в том, что она строго ориентирована на конкретных родителей, учитывает уровень их образования, запросы, интересы. А, главное, газета пишет о детях, их достижениях и их проблемах. Газета для родителей, среди прочих достоинств, обладает еще одним неоспоримым качеством- здесь совершенно исчезает элемент принуждения, о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету можно просмотреть, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка.
Выпуск газеты 1 раз в месяц – достаточно трудоемкая работа, требующая определенной подготовки, ведь нужно продумать форму и содержание, т. к. газета не как из типографии, а сделана своими руками. Основные критерии, на которые следует ориентироваться педагогам при выпуске газеты- это наличие:
• информации о мероприятиях группы с детьми в данном направлении;
• рубрик с привлечением специалистов (медиков и педагогов);
• опыта семейного воспитания;
• интервью родителей;
• продуктов деятельности детей (рисунки, стихи и др.);
• эстетичности и оригинальности оформления;
• размещения в уголке для родителей (при наличии средств можно распространять среди родителей)
Семейные образовательные проекты- с целью решения задач по экологическому воспитанию детей в летний период, а также обратить внимание родителей на речевое развитие детей, предложите им проект на тему «Экологические летние сказки». Родители вместе с детьми могут придумать истории про любимое дерево, куст, цветок, животное, птицу, насекомое и оформить весь материал в семейную книгу. Затем можно организовать выставку этих книг. По итогам проекта- все семьи принявшие участие наградить благодарностями и выбрать победителей, причем право выбора победителя предоставьте самим родителям.
Участие родителей в культурно-досуговых мероприятиях (конкурсах, развлечениях, экскурсиях, походах и др.) также способствует установлению доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, создают атмосферу праздника, радости и взаимопонимания. Вместе с тем любые соревнования и конкурсы для дошкольников при поддержке и помощи мамы и папы пройдут легче и запомнятся им надолго.
Заключение
В свете современных требований педагог должен быть мобильным, быстро реагировать на изменение социального состава родителей (одиночки и семейные пары, безработные и очень обеспеченные и т. д., на их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого педагоги меняют и подбирают как традиционные, так и современные формы сотрудничества с семьей. Такое взаимодействие педагогического коллектива и семей воспитанников принесет только положительные результаты. Лето- это целых три месяца напряженной для взрослых и беззаботной поры для детей. Если семьи воспитанников почувствуют вашу заинтересованность их проблемами и профессиональную помощь- то высокий рейтинг среди родителей воспитанников и других дошкольных образовательных учреждений нам гарантирован.
Список используемой литературы:
1. Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М., 2004
2. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие, -2-е изд. –М. : Айрис – пресс, 2007
3. Метенова Н. М. Родительские собрания в детском саду.