Любовь Молостова
Методическая поддержка педагогов по вопросам взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагогов с родителями - сложный процесс, требующий специальной подготовки. Не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения данной проблемы.
Организация процесса взаимодействия педагогов с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Сегодня, современные родители образованы, широко эрудированны и обладают доступом к научно-методической литературе из области педагогики, к сети Интернет. Однако это не всегда повышает уровень их педагогической культуры. И многие из них очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей.
Публикация «Методическая поддержка педагогов по вопросам взаимодействия с родителями» размещена в разделах
Как показывает опыт, важным этапом, влияющим на качество взаимодействия детского сада и семьи, является повышение квалификации педагогов через систему методической поддержки в дошкольном образовательном учреждении.
Анализ результатов анкетирования, проведенного в нашем детском саду, свидетельствует о том, что педагоги испытывают трудности в выборе оптимальных форм работы с родителями, имеют недостаточный уровень компетентности в общении и разные ценностные ориентации.
Отсюда следует, что необходимо совершенствовать профессиональную компетентность педагогов, закреплять удачно сложившиеся формы взаимодействия с родителями и искать новые пути вовлечения семьи в совместную с дошкольным учреждением деятельность.
Основная цель нашей работы – выстроить диалог дошкольного образовательного учреждения и семьи на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи.
Для этого мы наметили для себя ряд задач:
1. Совершенствовать педагогическую компетентность педагогов в вопросах социального партнерства детского сада и семьи.
2. Повысить уровень профессионализма педагогов через новые современные формы и технологии работы с родителями.
3. Развивать позитивные установки, обеспечивающие успешность общения педагогов с родителями воспитанников.
4. Формировать положительную мотивацию к профессиональному развитию и саморазвитию.
5. Формировать способность к адекватной оценке себя в общении с родителями.
6. Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе.
Система методической работы с педагогами по вопросам взаимодействия с родителями
1. Семинар-тренинг «Учимся доброжелательному взаимодействию»
Цель: Помочь педагогам в организации сотрудничества с семьями воспитанников, научить устанавливать доверительные контакты.
2. Семинар «Инновационная деятельность в работе с родителями»
Цель: Дать представление об инновационных подходах к работе с родителями. Повысить профессиональные навыки и умения в педагогической деятельности.
3. Консультации:
Проектный метод в работе с родителями» (Цель: Познакомить педагогов с новой технологией работы с семьей – проектным методом).
Слайд-презентация «Современные формы и технологии работы с семьей» (Цель: Дать представление о современных формах работы с родителями).
«Сайт дошкольного образовательного учреждения» - новая форма работы с родителями (Цель: Обучение педагогов интерактивным формам работы с родителями).
4. Практическое занятие
Цель: Научить давать индивидуальные рекомендации по запросам родителей в рамках Центра психолого-педагогической поддержки семьи.
5. Психологический тренинг «Позитивное мышление»
Цель: Сформировать у педагогов установки на позитивное мышление.
6. Тестирование педагогов
Профессионально-личностные качества педагога (Цель: Выявить уровень конфликтности педагогов, способность вступать в диалог).
Индекс толерантности (Цель: Выявить уровень толерантности и терпимости педагогов по отношению к окружающим людям).
7. Составление картотеки «Взаимодействие с родителями», подбор литературы, Интернет-ресурсов, периодических изданий
Цель: Систематизировать различные источники информации для оказания помощи педагогам.
8. Педагогический совет «Организация работы с родителями» (дискуссия «Современные родители, какие они?», обмен опытом по взаимодействию с родителями, ролевая игра)
Цель: Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Познакомить с современными проблемами в работе с родителями.
9. Тренинг «Психология общения»
Цель: Формировать способность к адекватной оценке себя в общении с родителями.
10. Дискуссионный клуб «Жить интересно потому, что мы разные!»
Цель: Преодолевать стереотипы, развивать умение принимать иную точку зрения, способствовать развитию критичности мышления у педагогов; размышлять над вопросами, развивать рефлексию.
11. Деловая игра «Толерантность в педагогическом коллективе»
Цель: Формировать толерантную культуру личности педагога.
12. «Методическая копилка» - инновационный банк форм работы с родителями
Цель: Активизировать процесс самообразования педагогов по вопросам работы с родителями.
13. Практические задания:
Оформление инновационных стендов для родителей со следующими рубриками:
Фоторепортаж
Выставки детского рисунка
Стремимся к сотрудничеству
Разработка и реализация мини-проектов по работе с семьей
Цель: Развитие творческого потенциала и креативности педагогов.
Все перечисленные формы работы с педагогами на практике оказались очень интересными и принесли плодотворные результаты.
Дискуссии помогли увидеть разные точки зрения на проблему, высказать свое мнение, прийти к общему знаменателю. Ролевые игры смогли помочь педагогам опробовать себя в разных позициях, ощутить себя в позиции родителя, увидеть мир глазами другого. Практические задания раскрыли творческий потенциал педагогов, скрытые ресурсы и возможности для достижения успеха.
Хорошо был освоен проектный метод. В рамках практического задания был разработан и реализован мини-проект «Родословная моей семьи». Участниками данного проекта были не только дети, но и их родители, активно принимающие участие в составлении генеалогического древа, подготовке стенгазет. Итоговым мероприятием данного проекта было тематическое развлечение «Моя семья», материалы которого были отправлены на районный конкурс «Симфония урока» и районное методическое объединение.
Кроме того, центральным звеном методической работы, стал постоянно действующий семинар-тренинг «Учимся доброжелательному взаимодействию», где участники коллективно обсуждали условия успешного взаимодействия семьи и детского сада.
Большое внимание в своей работе мы отводили психологическим тренингам. Выбор данной формы работы обусловлен тем, что это один из методов подготовки педагога к общению, методов социально-активного обучения. Общение в процессе упражнений тренингового характера помогло участникам познать собственные тенденции поведения, научиться анализировать ситуации общения, принимать другого человека, прогнозировать и проектировать его поступки, обнаруживать "проблемы" в знаниях, дефицит умений и навыков.
Выстраивая систему обучения педагогов взаимодействию с родителями, мы стремились отобрать методы, активизирующие педагогов в процессе занятий. Это такие методы, как самообразование и самоанализ, тестирование. Также, учитывали роль наглядности в преподнесении информации, широко использовали мультимедийные технологии.
Важную роль в процессе всей нашей работы мы отводили тесному контакту специалистов: педагогов и психолога. Такой подход способствовал более полному раскрытию стоящих перед коллективом задач в области взаимодействия с родителями.
Важно отметить, что успех занятий напрямую связан с активной позицией самого педагога, его желания научиться, измениться.
Для эффективного взаимодействия педагога с семьей необходимы современные знания о семье и этими знаниями должны владеть все сотрудники детского сада, они должны стать основой для профессионального взаимодействия.
Список литературы:
1. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – с. 88 – 94.
2. Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия [Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – с. 5-6
3. Евдокимова Н. В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М. : Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
4. Елисеева Т. П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн. : Лексис, 2007. – 68с.
5. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – с. 71 – 74.