Ольга Чернышова
Формы взаимодействия с родителями по формированию элементарных представлений по ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день очень остро стоит проблема безопасности дошкольников на улицах городов, сел и посёлков. К сожалению, число дорожно-транспортных происшествий с участием детей на дорогах России резко возросло.
Дети — это великая ценность человечества. Кто, как не мы, взрослые, должны заботиться о наших детях. Учитывая, что, будучи еще совсем маленькими, они уже становятся участниками дорожного движения. Для этого необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это начальный этап и тот период, когда формируется личность человека. Поэтому, очень важно, именно в этот период начать знакомить детей с правилами безопасного поведения на дорогах. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него в подсознании навсегда. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.
Публикация «Формы взаимодействия с родителями по формированию элементарных представлений по ПДД» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Большую часть дня дети дошкольного возраста проводят в детском саду, именно тут они могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.
Дети — самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды — обязанность взрослых, это родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице в дошкольной организации проводится уже в младшем возрасте.
Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:
- формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде;
- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
- развитие психофизиологических качеств ребенка;
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах.
Данная задача, в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников, дифференцируется на ряд частных задач:
- развитие у детей внимания, наблюдательности, формирование координации движения, совершенствование реакций и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях дорожного движения, формирование у детей знаний правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни.
Следует отметить, что данные задачи решаются в следующих образовательных областях:
«Познавательное развитие» познакомить детей:
- с понятием улица, ее основными частями (дорога — проезжая часть, обочина; тротуар, односторонним и двусторонним движением
- с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода
- познакомить детей с понятием «светофор», уточнили, что обозначают цвета светофора и их последовательность (красный, желтый, зеленый)
- с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт)
- «Художественно-эстетическое развитие» организация совместной деятельность воспитателя с детьми по разным направлениям художественного творчества (лепка, аппликация, рисование; разучивание стихов, загадок; знакомство с различной литературой по данной теме);
- «Речевое развитие» развить свободное общение в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях; использовать художественные произведения для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.
- формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не является одноразовой акцией. Она проводится планово, систематически, постоянно. Она охватывает все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Эта работа не выделяется в самостоятельный раздел, а входит во все разделы и направления программы воспитания в детском саду: организованные формы обучения на занятиях, совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, игру.
Если давать детям знания о правилах дорожного движения, то можно сформировать потребность в их выполнении, сократив, таким образом, число дорожно-транспортных происшествий.
Для решения этой нами были поставлены следующие задачи:
- Познакомить детей с правилами дорожного движения;
- Сформировать знания безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира, познакомить с элементами дороги и пешеходным переходом, сопутствующими дорожными знаками.
- Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения.
- Сформировать умения применять полученные знания в жизни;
- Воспитывать потребность у детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, быть осторожными и осмотрительными.
Организацию работы с детьми по обучению дошкольников правилам дорожного движения мы начали с оснащения предметно развивающей среды. Непосредственно в нашей группе созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах:
- методический и дидактический материал с дидактическими играми по правилам дорожного движения;
- макет дорожного перекрестка с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками;
- транспорт функционального различного назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарная машина, скорая помощь, строительная техника).
- книги разных авторов на соответствующую тематику;
- строительный конструктор с блоками среднего и маленького размера;
- настольно-печатные игры;
- художественные произведения по правилам дорожного движения;
книжки-раскраски, альбомами со стихами и загадками;
иллюстрации об опасных в жизни детей ситуациях;
Дети играют в игры и рассматривают иллюстрации под руководством взрослых, так и самостоятельно. Организованный уголок по ПДД в группе дает возможность детям в любое время подойти и рассмотреть пособия по данной теме, дидактический стол дает возможность поиграть с игрушками.
В своей работе нами использованы имеющиеся в группе плакаты по правилам дорожного движения и иллюстрированные пособия. В течение года знакомили детей с художественной литературой по правилам дорожного движения:
Дорохов А. «Зеленый, желтый, красный»
Житков Б. «Что я видел, светофор»
Северный А. «3 чудесных цвета»
Клименко В. «Кто важнее всех на свете!»
«Происшествие с игрушками»
Турутин С. «Для чего нужен светофор»
Михалков С. «Моя улица», «Велосипедист»
Знакомство детей с правилами дорожного движения проходило систематически и последовательно в различных видах деятельности. Во время целевых прогулок мы обращали внимание детей на движение пешеходов, транспорта. Знакомили с улицей, с понятиями «светофор», «тротуар», «зебра», «пешеход», «переход», «машина». Уточняли название частей автомобиля: кабина, колеса, двери и т. д. Полученные на прогулке знания детьми закреплялись в процессе образовательной деятельности: на аппликации — наклеивании светофора; на формировании элементарных математических представлений – различать красный, желтый, зеленый цвет; на конструировании – строительство улицы, дороги. Все свои действия сопровождали словами: «Это у нас будет тротуар, кто по нему будет ходить?». На образовательной области «физическая культура» малышей учили двигаться в определенном направлении – вперед, назад. Проводили подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Воробушки и автомобили», «Найди свой цвет».
Таким образом, у детей накопился опыт движения по улице, обогатился их словарный запас, повысился уровень пространственной ориентировки. При проведении НОД - были поставлены следующие цели и задачи:
- Закрепить знания детей о дорожных знаках, светофоре, пешеходном переходе, их функциях, их значении для людей.
- Развивать логическое мышление, внимание детей.
- Активизировать в речи детей слова: грузовой, легковой, светофор, пешеходный переход, название частей машины, проезжая часть, тротуар (дети с заданием справились).
Большое внимание уделяли 1) дидактическим играм: «Собери правильно дорожные знаки», «Узнай на картинке транспорт», «Составь автомобиль», «Соблюдай правила движения», «Зажги огоньки», «Дорожное лото».
2)игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии («Построй улицу»). По окончанию организованного мероприятия дети попадали в предметно-развивающую среду группы, где могли применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Организовывались сюжетно-ролевые игры «Мы водители», «По дороге в детский сад», «Мы по улице идем», на которых дошкольников учили правильному поведению на улице, знакомили с дорожными знаками.
Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным лишь при условии, что работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма педагог целенаправленно проводит с родителями, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице. Для этого должна быть тесная взаимосвязь между ними. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, мы использовали разнообразные формы :
- оформление стенгазеты для родителей «Правила дорожного движения»;
- фотоальбом «Дорожная азбука»;
- консультации;
- папки-передвижки
- тематические родительские собрания : «Безопасность детей на улицах», «Знай правила движения, как таблицу умножения»;
- анкетирование;
- совместные выставки рисунков, макетов, поделок;
- составление безопасного маршрута в детский сад.
Анкетирование показало, что родители придают большое значение изучению правил дорожного движения.
Родители остаются незаменимыми помощниками в организации встреч, экскурсий, изготовления различных атрибутов: знаки, макеты, игры, костюмы, подбора и оснащения необходимым материалом (создание детской библиотечки, коллекции машин).
Была проведена большая работа с родителями, знакомили их с программными требованиями, привлекали к изготовлению материала для проведения образовательной деятельности, игр, выполнению различных заданий с детьми.
На родительских собраниях было рассказано о проводимых в дошкольных учреждениях мероприятиях, выяснилось, показывают ли родители детям опасные места по дороге в детский сад, держат ли они их за руку, находясь на улице. Был составлен «безопасный маршрут» к детскому саду.
С целью закрепления у дошкольников знаний по безопасности дорожного движения нами, педагогами использовались тесты, памятки по данной проблеме, они были направлены на изучение, выявление, закрепление знаний, на развитие логического мышления.