Маркина Светлана
Формы работы с родителями по профилактике ДДТТ
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работ с родителями
по профилактике ДДТТ
воспитателя муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №13 «Журавушка» ст. Курской Курского муниципального округа Ставропольского края
Маркиной Светланы Викторовны
Только - то в человеке прочно и надёжно, что всосалось в природу его, в его первую пору жизни.
Ян Коменский
Публикация «Формы работы с родителями по профилактике ДДТТ» размещена в разделах
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» детский сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский
Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Поэтому чем раньше дети получают сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача педагогов и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл.
Актуальность состоит в том, что развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
Мой опыт работы предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Именно поэтому для взаимодействия с семьями воспитанников включены такие формы и методы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма:
В начале учебного года провела анкетирование среди родителей, попросив их ответить на ряд предложенных вопросов:
- Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?
- Ведя ребенка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу?
- Обучаете ли Вы своего ребенка правилам поведения в транспорте?
- Знает ли Ваш ребенок, где находится школа, в которой он будет учиться?
- Как туда идти, где переходить улицу, какие знаки встречаются по дороге?
- Как вы реагируете, если на Ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения?
- Хотелось бы Вам получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения в общественных местах и на улице?
Результаты анкет показали, что не все родители грамотны по ПДД. Для повышения их знаний я провела родительское собрание «Проблема безопасности – общая проблема». Перед родителями выступил сотрудник ГИБДД со сводкой о ДТП в области и конкретно в нашем селе.
Родительские собрания проходят в форме : «Педагогических лабораторий», «Аукцион», «Семинар – тренинг», «Душевный разговор», «Мастер – класс», родители обсуждают проблемы, связанные с незнанием и с неумением применения ПДД.
Никогда не превращаю родительское собрание в формальное информирование. Наоборот, вместе мы находим ответы. Такая система проведения собраний приносит пользу и родителям и нам. Родители видят в воспитателе помощника. В конце года на последнем собрании мы с родительским комитетом отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.
Вся последующая работа с родителями помогает мне осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к организации взаимодействия семьями воспитанников.
Эффективной формой профилактики детского дорожного травматизма
и ознакомления детей с дорожной азбукой является наглядная агитация для родителей. Оформлены яркие, привлекающие внимание консультации: «Ребенок и дорога!», «Родители – образец для подражания», «Дорожная азбука», «Правила перевозки детей в автомобиле», «Что должен знать ребенок 4-5 лет о правилах поведения на дороге», «Правила дорожного движения – знать каждому положено»
Памятки
«Правила перевозки детей в автомобиле», «Обучение детей безопасному поведению на дороге», «Причины детского дорожно – транспортного травматизма», «Обучение детей наблюдательности на улице», «Памятка для родителей о ПДД», «Памятка юного пешехода», «Переходи дорогу по переходу», «Взрослые и дети на улицах города!»
Газета для родителей
«Безопасность на дороге», «Дорога детства»
Папки-передвижки
«Правила дорожные детям знать положено», «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «Ловушки», «Папа, мама, не забудь меня креслу пристигнуть», «Правила дорожного движения для детей (Стихи и загадки)
Буклеты
В нашей группе проходят дни открытых дверей для мам, пап, бабушек и дедушек. В один из таких дней родители посетили занятие «В транспорте», целью которого было познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в транспорте. Родители посмотрели, как проходит беседа с детьми, как ребята умеют анализировать ситуации, делать выводы.
В игровой форме проходят утренние встречи с родителями воспитанников. Где дети знакомятся с профессиями : полицейского, инспектора ГИБДД. Родители проводят беседы, знакомят детей с дорожными знаками, светофором, рассказывают о правилах поведения на дороге, в транспорте, играют в игры, подбирают необходимые рассказы, показывают книги по ПДД с иллюстрациями, обыгрывают ситуации на дорогах. Утренние встречи помогают детям запомнить правила поведения на улице.
Наиболее продуктивной является сюжетно-ролевая игра совместно с родителями. Активное участие родители воспитанников принимают в сюжетно ролевых играх. В игровой форме обыгрывают различные ситуации на дорогах, знакомятся с правилами поведения на улице, в транспорте. Дети совместно с взрослыми обыгрывают роли и отношения, моделируя ситуации взаимоотношений людей в условиях дорожного движения. Ребенок играет в тесном контакте со взрослым и с другими детьми. Я активно использую в работе с родителями следующие сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на автомобиле» (автобусе, «Поездка на поезде», «Мы пассажиры», Пешеходы и водители».
У взрослых людей бывает гораздо меньше праздников, чем у ребят. Поэтому мы приглашаем родителей принять участие в совместных мероприятиях, праздниках, развлечениях, спортивный досуг “Мой друг -светофорчик!” познавательных конкурсах «Знатоки правил дорожного движения», КВН для родителей и детей по ПДД : «Мама, папа я – безопасная семья», «Дорожный калейдоскоп», с участием инспектора ГИБДД, выставки семейного творчества “Будьте осторожны!” Оформление в родительских уголках рубрик «Правила дорожные знать каждому положено», «Внимание – дорога», «Ребенок в машине»
Родители являются не только зрителями, но активными участниками
Очень интересно прошел конкурс участием родителей «Дорожный калейдоскоп», где папы, мамы и дети выполняли различные задания, участвовали в эстафетах «Внимательный шофер», «Собери дорожный знак», «Сядь в автобус» и другие. В перерывах между соревнованиями звучали песни, стихи, дети и взрослые отгадывали загадки. Ребята закрепляли правила поведения на дороге, знание дорожных знаков, развивали в себе такие качества как внимание, ловкость, быстрота движения и умение самостоятельно пользоваться своими знаниями в определенной ситуации.
Такие мероприятия очень важны, ведь родители и дети выступают одной командой, а в каких-то случаях дети становятся учителями для своих родителей. Как признались некоторые родители, они никогда раньше так серьезно не задумывались над проблемой детской безопасности на дороге, а теперь, будучи участниками конкурса, они решили никогда не подавать плохой пример своим детям.
Приятно слушать родителей, когда они рассказывают о том, как ребенок держал маму за руку и не дал перейти дорогу, пока не проехала машина. Несмотря на свой возраст, дети хорошо усваивают правила.
Обучение правилам дорожного движения должно идти через практическое применение знаний. Поэтому в группе была организована творческая мастерская совместно с родителями воспитанников «Загадочный знак». Увлекательна и интересна новая форма работы, которая позволяет знакомить родителей с игровыми технологиями по обучению детей с основами безопасного поведения на улице и обмениваться опытом семейного воспитания по данной проблеме.
Вместе с родителями продолжаем обучать наших малышей правилам безопасного поведения на улице. Родители делятся опытом, играют в игры с детьми.
Родителям вместе с детьми, предоставлена уникальная возможность самим придумать дорожный знак и дать ему название и объяснить, что он означает.
Одной из наиболее интересных и продуктивных и форм работы стал семейный мастер – класс «Зеленый огонек», провела семья Казаровых, где дети принимали активное участие: отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли в дорожные игры, пели песни о правилах дорожного движения.
В течении года в группе проходят конкурсы рисунков совместно с родителями воспитанников : «Я за мир на дороге», «Знает каждый пешеход, безопасный переход», «Грамотный пешеход», «Светофор», «Дорожный знак», «Перекресток», «Пешеходный переход», «Моя улица», «Дорога», «Внимание опасность», «Дорога домой».
Конкурс стенгазет, посвященный правилам дорожного движения-
одна из форм информационно-аналитической работы с родителями –
«Почтовый ящик». Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями, предложениями, по организации безопасности дорожного движения обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или старшему воспитателю. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателями и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу, встретится с родителями лично.
Почта для родителей :
• «Справочное бюро»
• «Почта анонимных обращений родителей»
• «Почта родительских идей».
Мой опыт показывает, что взрослые, в первую очередь родители, нуждаются в информации о ДДТТ не меньше, чем их дети. Так совместными усилиями мы стараемся сохранить жизнь и здоровье наших маленьких воспитанников.
От наших совместных усилий зависит грамотным, ли будет будущий пешеход! Таким образом, систематическая работа педагогов и родителей детского сада помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма.