Любовь Капитонова
Формы работы с детьми и основные педагогические средства
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-личностное развитие в условиях ФГОС включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Что же такое собственно «социально-личностное развитие»?
Это процесс формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности (слайд 2). Следует так же отметить. Что это целенаправленный и контролируемый процесс.
Публикация «Формы работы с детьми и основные педагогические средства» размещена в разделах
Таким образом, наша цель – помочь ребенку в развитии собственной индивидуальности, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
Основная цель данного процесса – создание позитивной позиции у детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства (слайд 3).
Задачами социального развития дошкольников являются следующие:
• Формирование представлений о социальном мире, усвоение норм и ценностей;
• Развитие общения и взаимодействия с окружающими;
• Воспитание социальных чувств;
• Воспитание активной позиции;
• Формирование основ безопасного поведения;
• Формирование позитивных установок к различным видам труды;
• Формирование представлений о себе, окружающих людях, природе, рукотворном мире.
Исходя из цели и задач, мы можем выделить области, в которых будет происходить наша работа (слайд 4-6). Таких областей три и в каждой есть свои направления.
Следующий вопрос: какими же формами и методами можно вести данную работу? Как мы уже знаем, форм взаимодействия с дошкольниками четыре (слайд 7) и в каждой из них происходит социально – личностное развитие дошкольников. Чуть позже мы рассмотрим это на примерах.
Для более полного социально-личностного развития ребенка в процессе нужно использовать различные виды детальности и средства, используемые в них (слайд 8).
Прежде чем начинать работу в области социально-личностного развития ребенка, нужно понять, что у каждого возраста есть свои особенности и только исходя из них можно построить грамотный процесс обучения (слайд 9).
В младшем дошкольном возрасте: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др. ; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении.
В среднем дошкольном возрасте: развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения.
В старшем дошкольном возрасте: обогащать представления о людях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); углублять представления о семье, родственных отношениях; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, развивать чувство самоуважения, собственного достоинства.
Исходя из всего вышеперечисленного, я рекомендую вам составлять план-график годовой работы с детьми в области социально-личностного развития (обратите внимание на слайд 10). Данный план является универсальным шаблоном, дальше вы его дополняете конкретными мероприятиями в соответствие с возрастными особенностями вашей группы.
Здесь необходимо выделить обязательные этапы.
* Диагностика детей – ее мы проводим в начале и в конце года, чтобы выявить уровень усвоения детьми программы по социально-личностному развитию.
* Анкетирование родителей и проведение для них собрания по его результатам. Основная работа по развитию ребенка в социуме запланирована у нас на период с октября по апрель.
Но как для родителей, так и для детей, необходимо закрепить материал в наглядном виде, поэтому мы создам папку-передвижку и альбомы, кроме этого я рекомендую проведение совместных мероприятий для детей и родителей, они могут быть приурочены к праздникам. И в конце года проведение обязательного итогового собрания.
Часто спрашивают «Что включить в анкету для родителей?» (слайд 11). Те вопросы, которые вам помогут в работе. Но я советую спросить о том, заметили ли родители изменения в ребенке, ведут ли они с ним работу в домашних условиях?
Давайте более подробно я расскажу годовой план работы по комплексному социально-личностному развитию дошкольников на примере своей группы (слайд 12). Тем самым мы затронем каждую форму взаимодействия с детьми и разберем некоторые средства.
В первую очередь, мы выделяем виды деятельности, в рамках которых будем работать:
* игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр;
* самообслуживание;
* элементарный бытовой труд;
* коммуникативная.
Дальше, составим план в рамках каждой формы взаимодействия. В режимных моментах основное внимание уделяется сфере социализации – здесь мы изучаем традиции и культуру нашего народа, нормы, принятые в обществе, проводим наблюдения за работой других людей.
Чем отличается совместная деятельность с педагогом от НОД? Тем, что НОД проводится со всей группой, а здесь мы можем работать с подгруппами, тем самым подходить к вопросу более индивидуально. В этой сфере уже включаются сюжетно-ролевые и дидактические игры, ситуации морального выбора.
Самостоятельная деятельность включает в себя прежде всего игры, продуктивную деятельность и дежурство. Во взаимодействии ребенка с семьей особое внимание родители должны уделять личностному примеру и беседам с детьми. Таким образом, в каждой форме взаимодействия ребенок может развиваться как личность.
Подводя итог (слайд 13, нужно сказать, что воспитание нравственных навыков и привычек - важнейшее звено формирования поведения. Складывающиеся привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми. Именно сейчас мы формируем то, каким человеком станет ребенок.
Я рекомендую вам разработать конспект занятия по социально-личностному развитию для детей своей возрастной группы.