Ляшенко Ольга Николаевна
Формы работы педагога-психолога с родителями в ДОУ в современных реалиях
▼ Скачать + Заказать документы
Семья для ребенка - это не только уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, но ещё и источник общественного опыта. Именно в семье происходит его социальное рождение, здесь он находит примеры для подражания. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Публикация «Формы работы педагога-психолога с родителями в ДОУ в современных реалиях» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Одно из основных направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении - взаимодействие с родителями дошкольников.
Работа с родителями реализуется через разнообразные формы : традиционные и нетрадиционные, групповые и индивидуальные, цель которых – обогатить родителей психологическими и педагогическими знаниями, а так же установить гармоничные отношения между родителями и детьми.
К традиционным формам, которые существуют не одно десятилетие относят:
-родительские собрания, включающие выступление психолога;
-анкетирование/опрос родителей;
-психологические игры, упражнения, занятия для родителей с элементами тренинга;
-групповые беседы, консультации психолога;
-проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей;
-дни открытых дверей.
- индивидуальные психологические консультации и беседы.
-информационные проспекты для родителей;
-памятки,
-буклеты,
-стенды,
-выставки,
- папки – передвижки,
-дни открытых дверей.
Нетрадиционные формы общения направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
К таким формам относятся :
- Проведение социологических срезов, опросов, анкетирование
- «Почтовый ящик»
- Индивидуальные психолого – педагогические карты
- Паспорта здоровья
- Родительский ретрит (тренинги, тренинговые игры и упражнения, игровые занятия, семинары-практикумы, мастер – классы)
- Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
- Психологическая гостиная (отличие от обычного родительского собрания гостиная проходит в неформальной обстановке, которая там царит).
- Родительский клуб (данная форма общения предполагает установление между психологом и родителями доверительных отношений, осознание значимости родителями — что специалист имеет возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей).
- Ток – шоу (такая встреча предполагает обсуждение какой-то серьезной проблемы с разных точек зрения, а также рассмотрение путей ее решения, всех участников делят на две группы. Отдельно можно организовать и третью группу, которая будет "гостями студии", сможет задавать вопросы участникам).
- Интерактивная игра (это вмешательство ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь». Интерактивные игры позволяют участникам лучше познать и понять структуру и причинно – следственные взаимосвязи происходящего, и подчеркивают два основных признака:
1. Игровой характер.
2. Возможность взаимодействия)
- Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей.
- Информационные проспекты для родителей
- Альманахи
- Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей
- Благотворительные акции
В связи с применением карантинных мер и требований, специалистам и педагогам приходится искать новые удобные и безопасные формы работы с родителями. На данном этапе перед нами стоит задача непрерывно продолжать развитие детей, для этого разрабатываются всевозможные консультации, фото и видео материалы, которые служат помощью для родителей в вопросах воспитания и обучения детей в семье. В связи с тем, что на данном этапе нет возможности использовать традиционные и нетрадиционные методы работы с родителями, необходимо активно использовать дистанционные формы и методы взаимодействия, с помощью которых есть возможность общения с родителями, не выходя из дома. К таким формам можно отнести :
- Взаимодействие с помощью электронной почты,
- Взаимодействие с помощью организации группы в социальных сетях,
- Сайт детского сада и личные сайта психолога,
- Организация дистанционного обучения родителей.