МААМ-картинки

Формы организации труда дошкольников в природе

Хайбулаева Мадинат
Формы организации труда дошкольников в природе
▼ Скачать + Заказать документы

Формы организации труда дошкольников в природе.

Для того чтобы создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе в уголке природы по уходу за растениями и животными, в огороде и цветнике по уходу за посадками, воспитать любовь к труду и родной природе, необходимо правильно и эффективно организовать труд детей. Великий русский педагог А. С. Макаренко уделял этому вопросу огромное внимание и  говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Публикация «Формы организации труда дошкольников в природе» размещена в разделах

Труд детей в природе организуют в форме поручений, дежурств, коллективного труда, также распространённой формой организации детского труда в природе служат занятия.

Занятия проводятся в уголке природы, на огороде и в цветнике. В процессе этих занятий дети получают первоначальные сведения о жизни растений, животных, узнают, какие условия нужны для их выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем закрепляются в повседневной жизни.

Усвоение знаний и формирование трудовых умений и навыков должно происходить не только на специально организованных занятиях, но преимущественно в повседневном труде. Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат, по мере надобности показывает нужные приемы, сообщает знания, но делает это по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитывая трудолюбие, педагог постепенно объясняет детям и значение ухода для роста растений, сообщает сведения, но не ставит это главной задачей.

Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных и подгрупповых. Они могут быть длительными, систематическими, кратковременными или эпизодическими.

Поручения, по мнению В. Г. Нечаевой и А. Д. Шатовой, это первая и самая доступная форма организации детского труда, это обращённая к ребёнку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое задание. Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение они имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию. Существуют и более длительные индивидуальные поручения по уходу за каким-либо растением, животным.

 Дежурства являются одной из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируются общественные мотивы труда, этот труд воспитывает в детях ответственность, гуманность, заботу об обитателях уголка природы. Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты (Л. Г. Нисканен, поэтому необходимо распределить трудовые обязанности на весь день. Если дети выполнят всю работу утром, то в течение дня не будут уделять внимание живым объектам. Для дежурств дети объединяются в группы (звенья по 3-4 человека).

Если дети ухаживают за новыми для них живыми объектами, воспитатель первое время возглавляет группу дежурных и все трудовые процессы выполняет совместно с детьми, помогает детям понять их обязанности, побуждает их работать так же аккуратно, как взрослый; тем, кто затрудняется, оказывает своевременную помощь, главное, помочь детям поверить в свои силы и тем самым поддержать интерес к труду и желание ухаживать за живыми объектами.

 Коллективный труд в природе дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу. При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы.

По своей структуре коллективный труд может быть организован как  труд общий труде участвуют несколько детей или вся группа). Каждый ребенок при этом получает отдельное задание. Результаты труда всех детей объединяются в один общий результат. Например, каждый ребенок в уголке природы протирает листья у растений. В результате все вместе сделали растения чистыми.  Труд совместный труде участвуют несколько детей) предполагает тесное взаимодействие детей для достижения единой цели, это труд по цепочке. Процесс труда разделен на несколько операций, каждую из которых осуществляет один из участников или группа детей. Каждый участник труда делает свою операцию и передает объект дальше. Например, одни дети перекапывают землю, другие ее разравнивают, третьи делают грядки.

4. Технология руководства трудом детей в разных возрастных группах.

Живая природа часто и без особых усилий со стороны взрослых вызывает у ребят и любопытство, и симпатию, и желание помочь, заботиться, ухаживать. Но все эти добрые чувства и намерения только тогда станут фактором нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания, когда воспитатели сумеют правильно организовать труд дошкольника по уходу за растениями и животными, грамотно им руководить. Этот труд особо ответственен, дети не должны смотреть на него как на забаву. Ведь небрежность, забывчивость, безответственность могут нанести вред живому существу, растению, иногда непоправимый. Рыбка погибнет, если ее не накормить, не поменять воду  в аквариуме; красивый цветок завянет, если его не поливать. Это нужно разъяснять детям, стараясь пробудить в них такие эмоциональные переживания, как сочувствие, нежность, жалость.

Возможности детей для труда их в природе, методы организации этого вида труда и руководства им различны и зависят от возраста детей, уровня сформированности у них трудовых навыков и умений, а также от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

«Мы сажали огород — посадка рассады помидоры». Конспект организации и проведения труда в природе. (старшая возрастная группа).«Мы сажали огород — посадка рассады помидоры». Конспект организации и проведения труда в природе. (старшая возрастная группа). Конспект организации и проведения труда в природе (старшая возрастная группа.) Тема: «Мы сажали огород - посадка рассады помидоры»..

Игра-викторина для педагогов «Охрана труда — забота твоя» ко Всемирному Дню охраны труда»Игра-викторина для педагогов «Охрана труда — забота твоя» ко Всемирному Дню охраны труда» 28 апреля отмечается Всемирный день охраны Труда! Охрана труда в детском саду - это система сохранения жизни и здоровья педагогов, детей.

Конспект проведения труда в природе «Уход за комнатными растениями» Тема: «Уход за комнатными растениями». Возрастная группа детей: средняя Цель: Продолжать расширять представление детей о труде, систематизировать.

Конспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группеКонспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группе «Наведём порядок в группе!» Цель: Формирование у детей желание поддерживать чистоту и порядок в группе. Задачи: 1. Учить детей участвовать.

Конспект занятия «В мире профессий» Стенгазета «Охрана труда глазами детей» 12–17 лет с ОВЗ ко Всемирному Дню охраны трудаКонспект занятия «В мире профессий» Стенгазета «Охрана труда глазами детей» 12–17 лет с ОВЗ ко Всемирному Дню охраны труда Цель: познакомить с профессиями, с правилами охраны труда. Задачи: 1. Закрепить и расширить представления о профессиональной деятельности.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Мастер-класс «Все умею делать сам!» Использование алгоритмов в организации элементарного бытового труда в младшем возрастеМастер-класс «Все умею делать сам!» Использование алгоритмов в организации элементарного бытового труда в младшем возрасте Уважаемые коллеги, позвольте поделиться с вами своим опытом по организации элементарного бытового труда с использованием алгоритмов. Цель.

Организация труда в природе «Уборка осенних листьев»Организация труда в природе «Уборка осенних листьев» Цель: Приучать детей к чистоте и порядку, вызывая желания трудиться в коллективе. Задачи: - Расширить знания детей о характерных признаках.

Технология организации труда в детском садуТехнология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъ­ясняет содержание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы организации труда дошкольников в природе
Опубликовано: 21 августа 2023 в 21:31
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы организации труда дошкольников в природе» (включая файлы) размещена пользователем Хайбулаева Мадинат в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД