Получи документы

Формы организации работы по формированию социально-нравственных, личностных, метапредметных и предметных компетенций

Лена Рафалович
Формы организации работы по формированию социально-нравственных, личностных, метапредметных и предметных компетенций
▼ Скачать + Заказать документы

Формы организации работы по формированию социально-нравственных, личностных, метапредметных и предметных компетенций в контексте «сад-школа»

Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

Публикация «Формы организации работы по формированию социально-нравственных, личностных, метапредметных и предметных компетенций» размещена в разделах

Решению задач по формированию социально-нравственного развития способствует организация образовательного процесса на основе личностно-ориентированной модели, которая предусматривает тесное взаимодействие детей с педагогом, допускающим и учитывающим наличие у учащихся собственных суждений, предложений, несогласий. Общение в таких условиях принимает характер диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений.

Формирование социально-нравственного воспитания детей начинается с первых лет жизни и основывается на формировании положительных качеств человека. Ребенку в дошкольном возрасте следует прививать нравственные качества через трудовую активность, творчество и игровые формы воспитания. В процессе общения в дошкольных учреждениях ребенок проявляет свой характер, формирует социально-нравственные качества, позиционирует себя как гражданин и определяет свою позицию в обществе. Для того чтобы социально-нравственное воспитание дошкольников было эффективным, необходимо проводить систематическую воспитательную работу с детьми. Важную роль играет трудовая деятельность, в процессе которой ребенок развивается, достигает поставленных целей и совершенствует свои навыки.

Социально-нравственное воспитание детей должно реализовываться в тесном взаимодействии родителей, воспитателей УДО и учителей. Формирование социальных и нравственных качеств ребенка должно осуществляться в рамках его общественной жизни и взаимодействия в детском коллективе.

К основным средствам социально-нравственного воспитания можно отнести:

-художественные средства, воздействующие на эмоциональную и духовную стороны ребенка (литературные произведения, искусство, музыка, театр и кино);

-природные средства, которые формируют у ребенка гуманность, сопереживание, бережное отношение к окружающему миру и гражданскую позицию; -

деятельностные средства, которые развивают способности ребенка, его ответственность, трудолюбие и целеустремленность (труд, творчество, игра и т. д.);

-контактные средства, которые направлены на общение ребенка и самореализацию в обществе, социализацию и самоидентификацию.

Формирование социально-нравственных компетенций будет реализовываться только в том случае, если созданы положительные условия и нравственная атмосфера в коллективе. Ребенка должны окружать комфортные условия, насыщенные доброжелательностью, поддержкой, гуманностью и заботой. Методы социально-нравственного воспитания обучающихся представляют собой формы педагогического воздействия, которые формируют нравственную личность. В современной педагогике выделяют следующие методы социально-нравственного воспитания.

Методы: формирующие нравственное поведение ребенка (поручения, требования, примеры, упражнения и задания);

-формирующие нравственное сознание (образец, пример, внушение, беседа, просьба, разъяснение);

-поощрения и стимулирования (награда, конкурс, состязания и турниры);

-раскрывающие интеллектуальные и творческие способности (творчество, игровой процесс, рукоделие, спортивные упражнения, логические задания и т. д.).

Формы организации работы по формированию социально-нравственных личностных, метапредметных и предметных компетенций в контексте «сад-школа» могут быть представлены в следующих видах :

- организации совместной деятельности взрослых и детей, под которой можно понимать деятельность двух и более участников процесса социально-нравственного воспитания по решению задач социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время;–

организации самостоятельной деятельности детей, под которой понимается общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, а также менять способ организации своей активности : с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел.

Каждый метод социально-нравственного воспитания должен соответствовать целям и задачам воспитания, возрасту и интересам детей. Для методов социального воспитания родителям и педагогам необходимо подготовить условия и атмосферу, а также логическое завершение. Важной составляющей социально-нравственного воспитания дошкольников является общение и коммуникационные связи между детьми. Постоянное взаимодействие, обмен знаниями и опытом помогают детям устанавливать общественные связи, активно развиваться и формировать положительные навыки жизни в обществе.

Формы организации социально-нравственного воспитания могут быть представлены в следующих видах.

- организации совместной деятельности взрослых и детей, под которой можно понимать деятельность двух и более участников процесса социально-нравственного воспитания по решению задач социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время;

- организации самостоятельной деятельности детей, под которой понимается общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, а также менять способ организации своей активности : с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел.

Компетентностный подход в дошкольном образовании предполагает подготовку растущей личности ребенка к жизни, формированию у него способов деятельности, необходимых для решения жизненно важных задач, связанных с освоением нравственных норм и ценностей, общением с другими людьми, построением образа Я. Начальные ключевые компетенции требуют целостного развития ребенка (его личностной, эмоционально-чувственной, интеллектуальной, социальной сферы) как субъекта деятельности и поведения.

Формирование социокультурной компетентности обеспечивает современному дошкольнику продолжение образования и дальнейшую полноценную жизнедеятельность, способность к самопознанию и самореализации на собственное благо и благополучие общества. В старшем дошкольном возрасте происходит активное формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности и уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей положительным, героическим персонажем известных художественных произведений.

Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения. По мнению С. А. Козловой, воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом. Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости. У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по листочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение - «ребенок-ребенок», «ребенок-дети» идет по собственному побуждению, т. к. жизнь в обществе сверстников ставит обучающихся в условия совместной деятельности: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать – словом, решать свои маленькие дела. Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Обучающийся должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т. д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения

Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.

Выделяют пять таких нравственных объектов – это, прежде всего, «другие люди», вторым – проявление отношения к самому себе, его «Я», третий объект – общество и коллектив. Важнейшей нравственной категорией является четвертая, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать, – это труд. Пятым объектом является нравственная ценность Родины, которая постоянно присутствует на уроках и различных учебных занятиях. Отношение к «другим людям» проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность. Интегральным по отношению ко всем остальным качествам является гуманность. Несомненно, эти ценностные ориентиры необходимо реализовывать в контексте «Сад-школа».

Только объединив усилия, мы сможем возродить утраченные социально - нравственные ценности, что позволит решить социально-экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущему.

Публикации по теме:

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Конспект занятия по формированию предметных представлений по теме «Осень» во второй младшей группеКонспект занятия по формированию предметных представлений по теме «Осень» во второй младшей группе Цель: закрепить понятие время года осень. Задачи: • Расширить представление о приметах осени; • Продолжить формирование понятий лист, дубовый,.

Консультация «Формы работы с семьёй» Формы работы с семьей Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных.

Лист самооценки профессиональных компетенций воспитателя, необходимых для работы с детьми с ОВЗ Лист самооценки профессиональных компетенций воспитателя, необходимых для работы с детьми с ОВЗ Педагог оценивает свой уровень владения.

Новые формы работы с родителямиНовые формы работы с родителями Родительская гостиная «Посеять в детских душах доброту» Подготовительная группа Предварительная работа: - Совместно с детьми изготовить.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы организации работы по формированию социально-нравственных, личностных, метапредметных и предметных компетенций
Опубликовано: 10 мая 2023 в 18:28
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы организации работы по формированию социально-нравственных, личностных, метапредметных и предметных компетенций» (включая файлы) размещена пользователем Лена Рафалович в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД