Гурина Ирина
Формы музыкально-динамических пауз в ДОУ в течение дня в группах комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема практикума: Формы музыкально-динамических пауз в ДОУ в течение дня в группах комбинированной направленности».
Цель: систематизировать знания педагогов о формах музыкально-динамических пауз в ДОУ в течение дня в группах комбинированной направленности.
Задачи:
1. Уточнить и закрепить представления педагогов о понятии «музыкально-динамические паузы».
2. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений.
3. Способствовать повышению у педагогов уровня педагогической компетентности посредством практических упражнений.
Публикация «Формы музыкально-динамических пауз в ДОУ в течение дня в группах комбинированной направленности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
4. Развить творческий потенциал педагогов, направленный на оптимизацию двигательной активности детей в режимных процессах ДОУ.
Материалы и оборудование: большие стулья по количеству участников, презентация, аудиозаписи, буклеты по данной теме.
Ход практикума:
Оргмомент
(Все участники встают в круг)
- Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (Руки в стороны)
Здравствуйте все, кто не жалея сил,
Делится счастьем своим! (Руки к сердцу)
Здравствуйте, мои друзья (Все берутся за руки)
Очень рад вас видеть я! (Раскачивают руками)
(Все участники садятся на стулья)
Выступление ведущего
«Движение — это жизнь» — эти слова известны
практически каждому человеку.
Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, вечный прыгатель».
Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней.
По мнению психологов маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания.
В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать.
Несмотря на то, что ребенок двигается достаточно много, следует отметить важность для физического и психического здоровья.
Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, физ. минутках, динамических паузах.
Динамические паузы, которые проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:
1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
5. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их
6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний
9. Лечебную – способствовать выздоровлению.
Динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки. Массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом, пальцев, ритмические упражнения, ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам, «классики» и т. д.
Можно совмещать динамические паузы с другими видами физкультурной деятельности, например гимнастиками : пальчиковой, артикуляционной, дыхательной, гимнастикой после сна и др.
Они могут быть использованы: во время физкультурных занятий в ДОУ, на прогулках, во время проведения физкультурных пауз на занятиях, во время утренней гимнастики дома или в детском саду, на коррекционно-развивающих занятиях различных специалистов с детьми, в том числе имеющими тяжелые нарушения в развитии, для развития и дифференциации различных мышечных ощущений.
У малышей очень нежный скелет, слабые связки и мышцы. С ними можно использовать игровую гимнастику для укрепления стоп, спины, развития координации, ритмичности, равновесия, а также дыхательные упражнения, расслабляющие упражнения, могут включать в себя элементы гимнастики для глаз; пальчиковую гимнастику.
Динамические паузы длится от 2 до 5 минут.
Могут проводиться как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате, после сна и в другие режимные моменты для всех возрастных групп. Материал подбирается в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Так же во время организации динамических пауз можно использовать музыкальное сопровождение. Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, аритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывают согласованную реакцию всего организма.
Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагом, бегом, прыжками.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Сейчас мы хотели бы вместе с вами проиграть некоторые динамические паузы, которые можно использовать в течение дня в детском саду.
1. В утренние приё мные часы можно предложить такие игры: «Добрый день» и «Подари улыбку!»
Дети стоят в кругу или в одну линию. Воспитатель или ребёнок-ведущий произносит текст и выбирает следующего ведущего (ведущих уже двое и. т. д.)
«По дорожке я иду и улыбку всем дарю.
Улыбнись и ты скорей, вместе будет веселей!
Руку мне скорей давай и удачи пожелай!»
2. На прогулке можно провести такие игры: «Ворон» и «Птицы»
(их содержание можно увидеть в буклете)
А вам предлагаем проиграть игру «Снежная королева»
Ведущий – воспитатель, в дальнейшем ребёнок. Дети свободно гуляют. Снежная королева называет части тела (правая рука, левая рука, голова, правая нога, левая нога). Дети превращаются в ледяную скульптуру. Ещё один ребёнок – солнце, который дотрагиваясь «размораживает» детей.
«Я – Королева Снежная, сердитая, не нежная,
И я сегодня не шучу, в ледышку вас я превращу!»
3. После сна предлагаем провести динамическую игру «Массаж»
«Хорошая дорога»
4. После таких занятий, которые требуют особого внимания, усидчивости мы предлагаем для проведения весёлую динамическую игру «Пошла коза».
5. Как завершение учебного дня, перед уходом детей домой можно использовать следующую динамическую игру «Как живёшь дружочек мой?»
Наш детский сад посещают дети с общим недоразвитием речи, с дизартрическим компонентом, с ослабленным здоровьем. Ребята не могут контролировать свое дыхание, нерационально расходуют воздух в процессе речевого высказывания, имеют слишком быстрый темп речи, говорят на вдохе. Недостаточное развитие у детей слухового, зрительного, двигательного анализаторов негативно сказывается на уровне музыкально-ритмических способностей, становлении сенсомоторной сферы, звуковой культуры речи, интонационной и мелодико-ритмической ее сторон. Если своевременно не проводить необходимую работу, то это приводит к недоразвитию у ребенка связной речи, звукопроизношения, к заиканию.
Логоритмика помогает соединить речь с движением, развивает чувство ритма, регулирует темп высказывания, нормализует его, преодолевает нарушение звукопроизношения, укрепляет здоровье. Музыкально-ритмические упражнения можно включать в комплексные, физкультурные, музыкальные занятия, которые проводятся фронтально, по подгруппам или индивидуально. Закрепление звуков посредством движений происходит быстрее. Упражнения можно проводить в начале и в конце занятий, во время физкультурных пауз. Необходимы они и в повседневной жизни ребенка: и в группе детского сада, и дома.
Логоримика – система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, заданий, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи.
При проведении логоритмических занятий используются аудиозаписи и другие технические средства. Можно выделить такие формы логоритмических и музыкально-ритмическихмупражнений :
• Пальчиковые игры,
• Дыхательная гимнастика,
• Игры с пением,
• Разминки,
• Релаксация,
• Упражнения с превращениями,
• Речевые упражнения с движениями,
• Игры для развития общей моторики,
• Этюды на развитие выразительности речи и движений,
• Координация диалогической речи с движениями.
Проводится музыкальная игра с движениями
Логоритмические упражнения могут использоваться на занятиях или в течении дня в режимных моментах.
С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому так важно использовать в течение дня динамические паузы, пальчиковые игры.
При проведении пальчиковых игр происходит автоматизация произношения звуков, развивается выразительность голоса, а также мимика, пластика движения, точность. Включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, указательного- положительно воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинец – на сердце.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Пальчиковые игры:
• «С добрым утром»
С добрым утром, глазки! Вы проснулись? (Указательным пальцем поглаживаем глаза, затем делаем колечки-бинокль).
С добрым утром, ушки! Вы проснулись? (Ладонями поглаживаем уши, затем прикладываем к ушам, как Чебурашка.)
С добрым утром, ножки! Вы проснулись? (Поглаживаем колени. Потом топаем)
С добрым утром, солнце! Я проснулась? (Поднять руки вверх)
• «Домик для зайчат»
• «Белка - продавец».
Сидит белка на тележке.
Продает она орешки.
Хлопают в ладоши.
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому
Заиньке усатому. (Поочередно загибают пальчики на правой руке, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок. (Ударяют кулачками друг о друга.)
Кому в лапочку. (Показывают ладошки)
Логоритмическая игра «Шипящие звуки» Картушина М. Ю. стр. 74
Шу-шу-шу, ша-ща-ша
Мама моет малыша
Жу-жу-жу, жа-жа-жа –
Мы увидели ежа
Чу-чу-чу, ча-ча-ча –
Очень печка горяча.
Щу-щу-щу, ща-ща-ща –
Ловим щуку и леща.
Звук [с]
В сале у кота усы, стоя показываем руками «усы»
Кот наелся колбасы. потираем правой рукой животик
Сидит на стуле сытый кот присаживаемся на корточки
И серой лапкой ротик трет. выполняем круговые движения ладонью
около рта.
Звук [л]
Мила в лодочке плыла сплести пальцы рук, покачиваем ими, будто плывет лодочка
Вкусный сок она пила, имитируем, будто пьем из бутылочк
Колокольчик вышивала, имитируем вышивание иглой
«Ла-ла, ла-ла», напевала. хлопаем в ладоши
- Так же можно проводить ритмические игры, где вместе с произношением текста отхлопывают ритмический рисунок.
Например : игра «Пчелка»
Пчелка, пчелка, золотистая пчела,
Пчелка, пчелка, где летала, где была?
Вместе с логопедом дети играют в ритмическую игру и по ритмосхеме отхлопывают ритмический рисунок
II II I I III II
II II I I II I II 2 раза
Логопед: -Ребята, пчелка ответила на пчелином языке. Кто знает как?
Зум, зум-зум. (4 раза)
I II I II I II I II
По ритмосхеме дети исполняют ритмический рисунок:
1 вариант ХЛОПКАМИ
2 вариант РУКАМИ — «крылышками» : руки согнуты в локтях, кисти к плечам.
ИТОГ:
Применение музыкально-динамических пауз, логоритмики, музыкально-ритмических упражнений положительно влияет на развитие коммуникативных качеств ребёнка, выстраиваются доброжелательные отношения между детьми, поднимается настроение детей, развивается координация движений и общая моторика, оказывает оздоравливающий эффект.
Рефлексия
(Участники практикума встают в круг)
Спасибо за сегодня! (Жмут руку соседу справа)
Спасибо за сейчас! (Жмут руку соседу слева)
Спасибо за участие! (Берутся за руки)
Благодарим мы вас! (Жмут руку соседей)
Используемая литература:
1. Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова «Фонематическая и логопедическая ритмика в ДОУ» (пособие для воспитателей и логопедов); М., «Айрис Пресс», 2006 г.
2. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007г.
3. А. Е. Воронова «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» (методическое пособие); М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.
4. Г. В. Дедюхина «Работа над ритмом в логопедической практике» (методическое пособие); М., «Айрис Пресс», 2006 г.
5. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика», под редакцией Е. А. Медведевой; М., «Академия», 2002 г.
Интернет ресурсы:
https://nsportal.ru
https://www.maam.ru