Елена Студеникина
Формы и методы здоровьесбережения детей с ОНР в условиях логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования также одна из приоритетных задач - «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия»
Публикация «Формы и методы здоровьесбережения детей с ОНР в условиях логопедической группы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Оценка физического развития показывает, что большинство детей развивается гармонично, однако в последнее время отмечается снижение гармоничного развития и увеличение числа детей с дисгармоничным развитием. Ещё более остро стоит проблема со здоровьем детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Речевая патология существует не сама по себе, изолировано. С возникновением таких расстройств параллельно возникают сопутствующие нарушения: внимание неустойчиво, процессы возбуждения преобладают рад процессами торможения, координация движений нарушена дети плохо понимают и слышат ритм музыки, соответственно неритмичны в движениях.
Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в дошкольном возрасте. Это период, когда ребёнка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе проблемы здоровьесбережения. В этом возрасте ребёнок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения ребёнок учится, и в этот период легче привить ему знания, умения. В этот период формируются первоосновы понимания личного здоровьесбережения.
В настоящее время продолжают развиваться формы и методы здоровьесбережения детей дошкольного возраста: создаются программы, совершенствуются методы, разрабатываются региональные подходы к содержанию и формам работы с детьми с учётом специфических природных и социальных условий проживания.
Таким образом, актуальность исследования определяется следующими положениями:
• Главная социальная задача – забота о здоровье детей, его сохранение и укрепление;
• Здоровье детей и подростков рассматривается в единстве его физиологического и психологического, социального и нравственного аспектов;
• усугубление факторов, оказывающих негативное влияние на развитие детей, приводит в свою очередь, к увеличению распространенности различных видов речевой патологии. Среди них одним из наиболее сложных и распространенных дефектов является ощее недоразвитие речи.
Проблема здоровье сбережения детей дошкольного возраста.
Сущность понятия «здоровье человека»
Здоровье и болезнь человека представляют собой производные окружающей среды. Здоровье нельзя рассматривать как нечто независимое, автономное. Оно является результатом социальных и природных факторов,следствием преломления окружающей среды в биологическом субстрате организма.
Определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) : «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни, т. е. это физическая. Социальная, психологическая гармония человека, доброжелательное отношение с людьми, природой и самим собой.
Безусловно, соматический аспект здоровья участников образования каким-то образом влияет на возможности полноценного проявления себя в образовании. Однако выявление соматических нарушений здоровья участников образования находится вне пределов педагогической компетенции. Кроме того, скорее всего, педагогические условия вряд ли могут выступать первопричиной качественных соматических изменений в здоровье участников образования.
Физиологические функции здоровья порой игнорируются при создании образовательных систем и условий в образовательном пространстве. Это означает, что на эти функции необходимо опираться при созидании образовательных систем, предназначаемых для отношений с теми или иными участниками образования. Физиологические функции здоровья вместе с соматическим аспектом здоровья являются основаниями вычленения физического здоровья участников образования.
Психическая функция здоровья человека проявляется и в его отношениях с социально установившимися ценностями. Речь идет и об отношениях к традициям, и к перспективам развития цивилизации, и т. д.
Социальный компонент в составе психических функций здоровья отдельных участников образования (характеризуется его социальной активностью, целостностью развития личности) или их групп имеет смысл положить в основу определения духовно - нравственного развития.
Духовно-нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационно – информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты (просьба к всевышнему о ниспослании здорового духа, здравомыслия и мудрости в здоровое тело).
Таким образом, здоровье человека предстает единством соматического и функционального аспектов. Всякие нарушения этого единства представляют собой отклонения в здоровье человека. Понятно, многое зависит от меры происходящих нарушений в единстве соматического и функционального аспектов. Незначительные нарушения вызывают «болезненные» реакции организма, но, скорее всего, ведут к восстановлению единства соматического и функционального аспектов здоровья. Значительные нарушения единства соматического и функционального аспектов здоровья составляют угрозу сохранения здоровья. Последствия таковых нарушений не всегда однозначны. Единство соматического и функционального аспектов здоровья, если и достигается, то уже в ином, измененном смысле.
. Организм человека, испытывающий непрерывные стрессорные воздействия, необходимо рассматривать как динамическую систему, осуществляющую непрерывное приспособление к условиям среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем и соответствующего напряжения регуляторных механизмов.
Приспособление или адаптация к новым условиям достигается ценой затраты функциональных ресурсов организма.
Выделим следующие факторы здоровья :
1 Социально – экономические.
Причины заболеваний:
- экологические
- социально-экономические
- генетические
2 Корригируемые:
- образ жизни: питание, потребление ПАВ, физическая активность;
- окружающая среда;
- медицинские показатели: программы оказания медицинской помощи детям; программа развития массовой физкультуры и спорта: программы, создающие условия для здорового образа жизни.
Особая роль в сопровождении здоровьесбережения отводится организации питания участников образования. Дело в том, что питание остается одним из важнейших источников поддержания и укрепления биологического существования организма.
• Разнообразие продуктов питания, предназначенных для участников образования;
• Научно обоснованную калорийность и питательность съедаемых продуктов;
• Выстраивание баланса продуктов (составление меню, опираясь на данные здоровья участников образования и о произведенных энергозатратах);
• Активацию потребностей участников образования в самовыстраивании режимов питания.
Системы условий здоровьесбережения в образовательном пространстве:
- нормативно-регламентирующая;
- перспективно-ориентирующая;
-деятельностно-стимулирующая;
- коммуникативно-информационная
Как сопровождающий процессы в образовании резерв социальной поддержки здоровьесбережения участников образования досуг и отдых состоят в:
• Ориентации предлагаемых вариантов проведения досуга на состояние здоровья каждого из них;
• Побуждение участников образования к активному отдыху в рамках социально организованных форм предлагаемого досуга;
• Систематизации по основаниям состояния здоровья и потребности участников образования организационных форм досуга, функционально нацелены на восстановление затраченных в процессах в образовании энергоресурсов;
• Привлечение» межведомственных» ресурсов к организации досуга участников образования;
В каждом образовательном учреждении можно создать здоровьесберегающие экологические условия, такие как:
- соблюдение санитарно-гигиенических требований в помещениях;
- привнесение биологическицелесообразных факторов (озеленения, дизайн и т. д.);
- включение участников образования в эколого-биологический кругооборот, происходящий в образовательном учреждении;
- осуществление экологического образования и просвещения населения средствами агитации и пропаганды здорового образа жизни;
- побуждение участников образования к самореализации своих сущностных свойств в здоровьесберегающих мероприятиях;
- личная и социальная психотерапия участников образования, осуществляемая специалистами и направленная на поддержку здорового образа жизни.
Можно сделать вывод, что межсистемное сотрудничество всех участников образования, разворачиваемое на взаимной инициативе, может способствовать реализации резервов здоровьесбережения участников образования
Основные критерии оценки здоровья ребенка-дошкольника принято считать:
• Уровень биологического и психологического развития;
• Состояние здоровья в момент осмотра;
• Заболеваемость за предшествующий год;
• Развитие речи, качество звукопроизношения;
• Развитие общей и мелкой моторики.
Этими критериями, как правило, руководствуются при поступлении ребенка в первый класс общеобразовательной школы.
Цели и основные задачи здоровьесбережения детей дошкольного возраста:
1. Создание условий для сохранения здоровья, обучения воспитанников и оказания помощи детям.
2. Определение физического и психического здоровья воспитанников.
3. Определение и разработка профилактических, коррекционных и оздоровительных мероприятий.
4. Создание среды, способствующей усвоению воспитанниками основ здорового образа жизни.
5. Контроль над реализацией мероприятий согласно программе по оздоровлению детей.
6. Повышение педагогической культуры родителей.
Основные функции организации здоровьесбережения детей :
1. Диагностическая – оценка результатов адаптации, выявление проблем.
2. Функции сопровождения – медицинская и психологическая коррекция, оздоровление, дифференцированный педагогический подход.
3. Организационно-методическая – определение приоритетов деятельности в вопросах сохранения здоровья, планирование и проведение мероприятий по укреплению здоровья дошкольников.
4. Консультативная – консультирование родителей и педагогов по вопросам здоровья воспитанников и различных форм обучения по итогам проводимых мероприятий.
5. Контрольная – контроль рад организацией здоровьесбережения.
6. Информационная – обмен информацией с другими учреждениями и ведомствами.
Правильно организованная воспитательно-образовательная работа в дошкольном учреждении нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие заболеваний ребенка на самых ранних стадиях.
Специальные программы создания здоровьесберегающего пространства :
1. Оздоровительная :
-программы питания: витаминизация в ДОУ;
-программы оказания медицинской помощи детям;
-программа развития массовой физкультуры и спорта.
2. Создающие условия :
-программы, создающие условия для здорового образа жизни;
-программа «Служба практической психологии».
Основные направления работы по здоровьесбережению в системе образования в Челябинской области:
-разработка структуры личности – ориентированного образования;
-апробация здоровьесберегающих педтехнологий;
-подготовка программных материалов;
-создание комфортной ниши в ОУ.
Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Поэтому необходимо целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения и особенно с детьми логопедической группы
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.
В связи с этим сотрудники нашего центра развития решили работать в инновационном режиме. Педагогами разрабатываются и внедряются в практику здоровьесберегающие технологии. Основная задача - избежать досадных перегрузок, неврозов и других заболеваний у детей. Мы проводим мониторинг оздоровительной работы и отслеживаем все моменты, непосредственно влияющие на укрепление здоровья детей.
Для выработки грамотного, эффективного плана действий в данный момент работаем над составлением программы «Здоровье», которая, при положительной динамике, станет инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам. Программа разрабатывается группой, в которую вошли заведующий, старший воспитатель, педагоги-логопеды, педагог-психолог, мед. сестра, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель. Участие коллектива при составлении программы - одно из важных условий, иначе ее реализация обречена на неуспех.
Предполагаемые результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- овладение детьми навыками самооздоровления, здорового образа жизни;
закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психосоматического состояния.
Основные направления:
- оздоровительное;
- валеологическое;
- физическое развитие;
- психо - эмоциональное благополучие;
- коррекционное;
- комплексная диагностика.
В связи с решением о работе над сохранением здоровья детей в ДОУ, особенно в логопедических группах, в нашей группе для детей старшего возраста с ОНР являются особенности создания здоровьесберегающей среды, содержащие комплекс условий :
• физкультминутки
• логопедические разминки
• закаливание точечный самомассаж
• психогимнастика
• релаксационные упражнения:
- «Минутки покоя»
- мышечная релаксация перед сном
- гимнастика после дневного сна
• подвижные игры
• пальчиковые упражнения
• артикуляционные упражнения
• дыхательные упражнения Работа по этому направлению осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием педагогических работников: воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя.
Необходимо уделять особое внимание развитию физиологического и речевого дыхания, так как роль дыхания важна в логопедической практике в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи и голосоведения.
Нарушением функции речевого дыхания считается:
• подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
• слишком большой вдох;
• учащенность дыхания;
• укороченность выдоха;
• неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха;
• неправильная осанка.
В работе по развитию дыхания мною используется различное оборудование: стандартное, специальное, а также изготовленное своими руками. Все оборудование условно можно разделить на две группы :
• 1 группа - релаксационная (которая решает задачи опосредованного массажа и релаксации) — массажные коврики, фонотека.
• 2 группа - активационная (стимулирует двигательные функции и нервно-психические процессы, тренирует дыхательную мускулатуру, формирует темпоритмические характеристики речи) -подвесные конструкции, игры на дыхание, султанчики и т. д.
Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-развивающей среды кабинетов учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального и спортивного залов.
В работе с детьми с нарушениями речи одним из условий реализации данного направления является наличие сенсорно-креативного, физкультурного и музыкального центров, частью которых является оборудование для развития речевого дыхания и укрепления здоровья детей.
Данное оборудование использую в зависимости от этапа формирования правильного речевого дыхания, с учетом возрастных и психофизических особенностей дошкольников. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации занятий являются физкультминутки, содержание которых соответствует следующим условиям
1. состав упражнений зависит от особенностей занятия;
2. четверостишия подбираются с учетом рекомендаций логопеда;
3. обязательным является эмоциональная составляющая.
Формы проведения физкультурных занятий различны: традиционные, игровые, построенные на основе народных игр и игр-эстафет, сюжетно-ролевые занятия и другие. Основой физкультурных занятий служит материал программы, используются хорошо известные в педагогической практике упражнения, но изменены способы их выполнения с целью более акцентированного воздействия на развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и "ручной умелости". Инструктором по физическому воспитанию разработан комплекс средств физического воспитания, который охотно используют в своей работе все воспитатели ДОУ.
Во всех занятиях используется музыкальное сопровождение, чтобы помочь детям эмоционально и физически раскрепоститься. На занятиях и гимнастике через движения, дыхание, образы даем ребенку возможность получить удовлетворение от выполненных упражнений, приобретая при этом двигательные навыки. В физкультурные занятия включаем элементы логопедических разминок. При массаже стоп и рук используем вспомогательные средства: шарики, мячики, резиновые коврики, деревянные дощечки с ребристой поверхностью.
Для успешного выполнения многочисленных оздоровительных и воспитательных задач в работе с детьми рекомендуются разные формы и методы закаливания, их сочетание, интенсивность и продолжительность воздействия. Система закаливания, кроме традиционных мероприятий (прогулки и прием на свежем воздухе, включает следующее: ходьба в спальне до и после сна по ребристой поверхности, используя нестандартное оборудование, обливание рук холодной водой, обширное умывание, дыхательная гимнастика, «С» - витаминизация пищи, кварцевание групп, солнечные и воздушные ванны. Мероприятия по закаливанию и снижению заболеваемости зависят от сезона и температурного режима.
Условие и составная часть практической реализации здоровьесберегающих образовательных технологий - формирование культуры здоровья детей, которая может быть успешно решена лишь при наличии необходимого уровня культуры в этой сфере у педагогов. Поэтому большое внимание уделяем повышению квалификации воспитателей ответственности их за свое здоровье. Проведены педагогические советы на тему: «Сохранение и укрепление здоровья ребенка - одно из приоритетных направлений работы ДОУ» и «Физическое воспитание». Но, как подтверждает практика, даже самая лучшая оздоровительная программа не может дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей.
Большой блок работы проводим с родителями детей с нарушением речи. В беседах наряду с речевыми проблемами решаем и проблемы здоровья. Мы придерживаемся мнения, что родители являются активными участниками воспитательного процесса. От того, как они будут воспитывать ребенка, зависит многое в нашей работе с ними. В ДОУ создано сообщество:
• Дети – педагог
• Дети-родители
В целом можно сделать следующие выводы:
1. Изменилось звукопроизношение в речи детей, большинство из них в самостоятельной речи стали чаще употреблять поставленные звуки, хотя у некоторых детей звуки поставлены, но еще требуется контроль за их автоматизацией.
2. У детей к концу года увеличился в количественном отношении пассивный и активный словарь. Значительное число слов стало употребляться более точно, разнообразно. Сократился разрыв между объемом пассивного и активного словаря. Дети стали лучше актуализировать слова.
3. 3. Многие дети проявили большую самостоятельность в составлении высказываний, как на уровне простой законченной фразы, так и на уровне распространенного предложения. Снизилось количество трудностей смыслового и синтаксического характера.
4. 4. У детей повысился интерес к логопедическим занятиям, как фронтальным, так и индивидуальным. Общение и взаимодействие детей с помощью речи стало более разнообразным, эмоционально выразительным, личностно окрашенным.
Подводя итоги, можно сказать, что учитель-логопед и воспитатели группы, используя системный поэтапный подход в обучении, интеграцию и взаимодействие своих усилий, рационально оформленную развивающую среду в группе, грамотно планируя все разделы работы, особенно раздел по развитию связной речи и сохранению здоровья детей, учитывая структуру речевого нарушения и сопутствующие вторичные отклонения, за 1-ый год обучения добились положительного результата.