Наталья Кравец
Формы и методы развития двигательных навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательная активность является одной из основных задач воспитания детей раннего возраста. Движения – это органическая потребность ребёнка, и чем он меньше, тем сложнее ему обходиться без движений. Грамотная организация двигательной активности детей раннего возраста заключается в учёте особенностей высшей нервной деятельности детей раннего возраста. Воспитатель должен правильно организовать прогулки и другие режимные процессы, чтобы ребёнок в течение дня мог удовлетворить потребности в движении. Таким образом, данная тема является актуальной, т. к. развитие двигательной активности, её организация имеет непосредственное влияние на физическое и нервно – психическое, интеллектуальное развитие ребёнка раннего возраста, а также на становление его поведения.
Публикация «Формы и методы развития двигательных навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах
Двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Формы двигательной деятельности.
Существуют разнообразные формы двигательной деятельности :
• утренняя гимнастика (ежедневно);
• совместная физкультурная деятельность педагога с детьми;
• прогулка с включением подвижных игр; (ежедневно)
• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);
• зрительная, дыхательная гимнастика;
• физкультминутка
• эмоциональные разрядки, релаксация;
• ходьба по массажным дорожкам
• спортивные досуги, развлечения.
Если в первую половину дня движения детей были ограничены, дети будут навёрствовать необходимое вечером.
Если не ходили гулять, то потом в течение нескольких дней компенсируют недостаток движения.
Если они много сидели днём, то плохо и не спокойно будут спать ночью.
Становление и развитие движений, двигательной активности детей раннего возраста связано с нервной системой
Частые вспышки возбуждения ведут и излишнему расходованию нервной энергии, к повышенной утомляемости и к истощению нервной системы, а частое вялое состояние ведет к отставанию в физическом и нервно – психическом развитии. При неправильном отношении взрослых к этим временным нарушениям в поведении детей, длительное бездействие травмирующих нервную систему условий воспитания эти временные реакции могут быть стойкими, более резкими, часто возникающими и впоследствии могут превратиться в отрицательные черты характера – упрямство, негативизм.
Условия для организации двигательной активности детей : свобода действия и их ограничения.
Очень важным условием правильной организации бодрствования детей является обеспечение наиболее рациональной смены видов и характера деятельности. Дети раннего возраста не могут длительно заниматься одним и тем же. Бегая свободно, ребёнок многократно меняет характер своих движений, он, то приседает, то останавливается, то подпрыгнет, идет влево, то вправо и т. д. Таким образом, происходит смена не только работающей мышцы, но и соответствующих участков головного мозга, вследствие чего утомление и не наступает.
Недопустимо для детей раннего возраста просмотр телевизионных программ, частые посещения шумных сборищ и др. непосильных раздражителей. Время просмотра телевизора не более 15 -20 минут один раз в день. Отрицательно сказываются на поведении детей частые требования затормозить, прекратить то или иное действие – «нельзя двигать стулья», «не бери куклу», «не бегай». Эти частые запрещения и длительные ожидания вызывают перенапряжение процесса торможения, что утомляет нервную систему детей и ведёт к нарушениям в поведении. Заставлять детей долго ждать и часто сдерживать, ограничивать проявления его активности нельзя. Обилие запрещений, длительное ожидание введут к перенапряжению тормозного процесса, а следствием этого является повышенная раздражительность детей, частые «капризы», появление негативизма и упрямства.
Психолог Ильина В. Н. отмечает, что ограничения в движениях, запреты и т. д. приводят к накоплению отрицательных эмоций и агрессивных импульсов. Движения для ребёнка – не только телесная радость: двигательные возможности очень тесно переплетены с интеллектуальными и духовными. Освоение ходьбы открывает новый этап в пространственных ориентациях малыша. Для познания мира, ребёнок не располагает ни какими инструментами, кроме своего тела. Благодаря телесному взаимодействию с предметами малыш познаёт расстояния между ними, их величину и формы, устойчивость и много других разных свойств. Путешествия приводят к изменению угла зрения, появлению перспективы расширению кругозора. Восприятие становится трехмерным.
Таким образом, изучив работы учёных, педагогов, психологов (Красногорского Н. И., Щелованова Н. М., Аксариной Н. М., Кистяковской М. Ю., Фрухт Э. Л., Печоры К. Л., Пантюхиной Г. В., Голубевой Л. Г., Тонкова – Ямпольская Р. В., Ильиной В. Н.) можно сделать вывод, что в работе с детьми раннего возраста необходимо : во-первых, учитывать возрастные, индивидуальные, морфологические особенности детей. Во-вторых, должно быть правильное руководство со стороны взрослого организацией детей; организованная смена видов деятельности в течение дня, недопущение бездеятельностных состояний детей. Правильно созданные условия воспитания помогут избежать утомления нервной системы, а следовательно, помогут избежать вспышек раздражительности в поведении детей, и будут способствовать полноценному физическому, нервно – психическому, эмоциональному развитию детей раннего возраста.