Лучший педагог года

Формы и методы работы с детьми и родителями по коррекции неречевых расстройств

Ольга Кряж
Формы и методы работы с детьми и родителями по коррекции неречевых расстройств
▼ Скачать + Заказать документы

Дети с общим недоразвитием речи отстают от сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, движения отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Так же выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате. Речевое дыхание дошкольника с речевыми нарушениями отличается от речевого дыхания сверстника с нормальной речью: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких.

Для формирования правильной ротовой воздушной струи, необходимой для речевого дыхания, используются следующие упражнения:

Публикация «Формы и методы работы с детьми и родителями по коррекции неречевых расстройств» размещена в разделах

• вдох и выдох носом;

• вдох и выдох ртом;

• вдох ртом – выдох носом;

• вдох носом – выдох ртом.

По ходу выполнения этих упражнений необходимо осуществлять постоянный контроль, так как ребенку на первых этапах коррекции речевого дыхания еще трудно ощутить утечку воздушной струи через носовые проходы. Так, если при выдохе через рот часть воздуха проникает в нос, то нужно зажимать нос пальцами, далее ребенок сам сможет улавливать разницу в направлении воздушной струи. Затем тренируется плавный длинный выдох с беззвучной артикуляцией гласных звуков [а], [о], [у]. Контролю над правильным дыханием также способствуют такие приемы, как дутье на ватку, на полоски бумаги и т. д.

Можно использовать следующие игровые упражнения.

«Греем ручки». Ребенок вдыхает через нос и с удлиненным выдохом беззвучного [а] «греет» руки.

«Ветер в трубе». Предлагается представить, как ветер дует в трубе долго и протяжно. Нужно как можно дольше протянуть без участия голоса звук У. Вдох осуществляется через нос.

«Сдутый шарик». Ребенка просят надуть и спустить шарик, а затем повторить звуки, которые ребенок слышал во время выполнения задания. Сначала должны произноситься короткие сильные беззвучные [ф ф ф] (надувание шарика, затем медленно, протяжно шепотом – звуки [т т т] (шарик сдувается). В результате правильного произнесения к звуку т добавляется легкий свистящий оттенок [тс с с].

«Пауза». Взрослый читает хорошо известное ребенку четверостишие. По его просьбе в местах паузы ребенок должен одновременно с раскрытием ладоней и напряжением пальцев кистей произнести короткие сильные шепотные звуки [па].

«Ветер и занавеска». Ребенок выдыхает то слабую, то сильную струю воздуха через рот на тонкие полоски бумаги («занавеску») по сигналу логопеда.

«Грустный слоненок». Ребенку предлагается поднять голову вверх, вдохнуть ртом, опустить голову, выдохнуть через нос.

Для формирования мелкой моторики пальцев рук, необходимой для недостаточной координации, используются следующие упражнения:

Комплекс упражнений самомассажа кистей и пальцев рук.

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение).

«Утюг»

Утюгом разгладим складки,

Будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки

Зайцу, ежику и мишке.

2. Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки («прямолинейное» движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

«Пила»

Пили, пила, пили, пила!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!

3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

«Тесто»

Тесто месим, тесто мнем,

Пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами.

— Угостить вас пирогами?

4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.

«Мама»

По головке мама гладит

Сына-малолеточку,

Так нежна ее ладонь,

Словно вербы веточка.

— Подрастай, сыночек милый,

Добрым, смелым, честным будь,

Набирай ума и силы.

И меня не позабудь!

5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейно движение).

«Терка»

Дружно маме помогаем,

Теркой свеклу натираем,

Вместе с мамой варим щи,

— Ты вкуснее поищи!

6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.

«Дрель»

Папа в руки дрель берет,

А она жужжит, поет,

Будто мышка-непоседа

В стенке дырочку грызет!

7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются столе, дети сидят. «Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение).

«Клещи»

Ухватили клещи гвоздь,

Выдернуть пытаются.

Может, что-нибудь и выйдет,

Если постараются!

Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Проводиться гимнастика эмоционально и в игровой форме. Соблюдается определенная последовательность от простого к более сложному.

Гимнастика жевательно - артикуляторных мышц

Опускание и поднимание нижней челюсти. Раскрывание и закрывание рта свободное и с

сопротивлением рук.

Движение челюсти влево - вправо, сначала медленные, потом быстрые одно за другим (язык

пассивен, язык подталкивает нижнюю челюсть).

Гимнастика губ и щек

• Надувание обеих щек одновременно.

• Надувание щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).

• Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.

• При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и вниз при плотно сжатых челюстях.

• Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние зубы (ф, в).

• Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только нижние зубы.

• Всасывание верхней губы под нижнюю с резким открыванием ее при раскрытии рта (чмокание).

• Вибрация губ (фырканье лошади).

Гимнастика языка

Гимнастика для жевательных мышц

• Открыть рот и закрыть.

• Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

• Открыть рот и закрыть.

• Надуть щеки и расслабить.

• Открыть рот и закрыть.

• Двигать нижнюю челюсть вбок.

• Втянуть щеки и расслабить.

• Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот — голову прямо.

Для формирования интонационной стороны речи, необходимой оформления фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, передачи информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего, используются следующие упражнения. Приведём несколько простых примеров.

Упражнение: «Вопрос – ответ».

Взрослый и ребёнок произносят текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

- Ну, весна, как дела? (Высоко).

- У меня уборка. (Низко).

- Для чего тебе метла? (Высоко).

- Снег мести с пригорка. (Низко). О. Высотская.

Упражнение: «Слушай и повторяй».

Дети должны повторяют вместе с взрослым, отражё нно и самостоятельно восклицательные высказывания: выразительное чтение потешек, стихотворений, содержащих восклицательные высказывания.

Я в лесу кричу: «Ау – у!»

Отвечает кто-то: «У-у-у!»

Я ещё кричу: «Чего-о-о!»

А мне слышится: «Его-о-о!»

Кто же это среди дня

Дразнит издали меня?

Черепаха: «Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу,

Всё лежу и лежу

И на солнышко гляжу». ( Тембр: важный)

Львё нок: «Я на солнышке сижу,

Я на солнышко гляжу…» ( Тембр: задорный, звонкий).

• Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.

А сова – всё ближе, ближе (голосом средней силы,

А сова – всё ниже, ниже (голосом средней силы,

И кричит (громко)

В тиши ночной (тихо)

Поиграй, дружок со мной! (громко).

Детям очень нравится играть в игры, выполнять упражнения. Такие упражнения можно выполнять дома, да и просто в игре с ребёнком решается много задач, касающихся формирования выразительной речи и правильной интонации, формирования мелкой моторики пальцев рук, артикуляционной моторики и речевого дыхания.

Публикации по теме:

«Методы, приёмы, формы работы воспитателя по созданию в группах развивающей речевой среды». Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные.

Нетрадиционные формы и методы оздоровительной работы с детьми с использованием нестандартного физкультурного оборудованияНетрадиционные формы и методы оздоровительной работы с детьми с использованием нестандартного физкультурного оборудования Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения, а значит и моя. Считаю, что успех решения этих.

Формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миромФормы и методы работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление.

Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию в летний период Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию в летний период. Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс.

Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь.

Формы и методы работы воспитателя ДОУ Провожу ежегодные, а так же промежуточные мониторинги, на основании которых стараюсь совершенствовать методы и формы организации учебного.

Использование современных инноваций в коррекции дизартрических расстройств у детей с тяжелыми нарушениями речи Внедрение инноваций в деятельность педагогов обусловлено переходом Российского образования на позиции личностно-ориентированной педагогики,.

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Формы и методы работы с родителями (из опыта работы) Как заинтересовать родителей в совместной работе? (из опыта работы) Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной.

Консультация по теме: «Этапы патриотического воспитания, формы и методы работы» Консультация по теме: «Этапы патриотического воспитания, формы и методы работы» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,.

Семинар «Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию» Семинар «Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию» 1. Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ: формы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методы работы с детьми и родителями по коррекции неречевых расстройств
Опубликовано: 16 января 2017 в 18:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы и методы работы с детьми и родителями по коррекции неречевых расстройств» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кряж в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД