Кристина Понасенко
Семинар «Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар
«Формы и методы работы в ДОУ
по экологическому воспитанию»
1. Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ : формы и методы» + показ презентации (выступление старшего воспитателя Понасенко К. Ф.).
Публикация «Семинар „Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.
Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.
Что же такое - экология?
Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.
Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание.
Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.
За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Комплексные: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», «Кроха». Парциальные (экологические) : «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Мы», «Юный эколог».
Задачи экологического воспитания и образования детей :
1. Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;
2. Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
3. Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;
4. Воспитание самостоятельности через общение с природой;
5. Воспитание эстетических чувств;
6. Воспитание любви к природе, родине;
7. Развитие воображения, мышления, внимания, речи.
Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится
по 3-м блокам:
• специально организованное обучение в форме занятий;
• совместная деятельность взрослого с детьми;
• свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы по экологическому воспитанию и образованию :
• Проведение экологических праздников
• Наблюдения на прогулках
• Занятия
• Календари природы
• Работа с родителями
• Игровая деятельность
• Музыкальная деятельность
• Труд в уголке природы
• Организация исследовательской деятельности
• Экскурсии в природу
• Художественная деятельность
Словесные методы :
• рассказы воспитателя,
• беседы
• художественная литература
Занятия по экологии бывают :
• занятия-наблюдения за животными и растениями;
• занятия по классификации представлений о природе;
• занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;
• занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы;
• занятия-исследования;
• занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе;
• комплексные занятия.
На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:
• решение проблемных ситуаций;
• элементарное экспериментирование;
• работа с моделями;
• моделирование;
• игры;
• наблюдение;
• постановка проблемных вопросов;
• участие детей в уходе за растениями;
• выполнение заданий из рабочих тетрадей и т. д.
В детском саду применяются следующие виды игр:
1. Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.
2. Предметные игры: (с листьями, семенами, цветами) – «Чудесный мешочек», «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».
3. Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы
и т. д.
4. Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Четвертый лишний».
5. Игровые упражнения на определение различных предметов по качествам и свойствам, развитие наблюдательности: «Найди по листочку дерево», «Принеси желтый листочек» и т. д.
6. Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д.
7. Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни (сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д.
8. Игры-задания проводятся как итог наблюдений:
• сказки-кроссворды о животных;
• отгадай загадки и узнай героев;
• найди ошибки у художника, поэта;
• может так быть или нет и др.
Словесные методы :
Чтение художественной литературы:
В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.
Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.
Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Интересны сказки В. В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.
Литература для чтения и рассказывания детям:
Н. Акимушкин «Это все кошки»;
Н. Акимушкин «Это все собаки»;
В. Бианки «Рыбий дом»;
В. Бианки «Наши птицы»;
Г. Ганейзер «На лугу»;
Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;
Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки»;
М. Д. Махлин «О тех, кого не любят»;
А. Михайлов «Вот так куколка!»;
Н. Осипов «В воде и у воды»;
Н. Павлова «Бабочки»;
Е. Пермяк «Чижик-пыжик»;
М. М. Пришвин «Золотой луг»;
Е. Серова «Наши цветы»;
Н. Сладков «Грачи прилетели»;
Н. Сладков «От зари до зорьки»;
Н. Сладков «Пестрые крылья»;
Н. Сладков «Солнцеворот»
Г. Скребицкий «Четыре художника»;
К. Д. Ушинский «Четыре желания»;
Г. Снегирев «Кто сажает лес»;
В. Чаплина «В зоопарке»;
Э. Шин «Сказки, найденные в стране» и др.
Пословицы, поговорки, загадки, стихи о природе.
Рассказ воспитателя :
Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований.
Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамический сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего взрослого возраста должна быть не более 10 – 15 мин.
Беседа
Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателями перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке в лесу и др.) другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах, для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.
Для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе.
Можно классифицировать по разным принципам:
1. По характеру объектов, используемых в экспериментах и в наблюдениях:
- с растениями;
- с животными;
- с объектами неживой природы;
- объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов и наблюдений:
- в групповой комнате;
- на участке.
3. По количеству детей:
- индивидуальные (1 – 4 ребенка);
- групповые (5 - 10 детей);
- коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические (проводимые от случая к случаю);
- систематические.
6. По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут);
- длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные;
- многократные, или циклические.
8. По месту в цикле:
- первичные;
- повторные;
- заключительные и итоговые.
9. По характеру мыслительных операций:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10. По характеру познавательной деятельности детей:
- иллюстративные (детям все известно, и наблюдение, и эксперимент только подтверждают знакомые факты);
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
- решение экспериментальных задач.
11. По способу применения:
- демонстрационные;
- фронтальные.
Демонстрационными называются наблюдения и эксперименты, при которых имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его», а дети следят за ходом и результатами.
Фронтальными называются такие наблюдения и эксперименты, при которых имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.
Работа с родителями
Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей:
• проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др. ;
• выезды с детьми на природу;
• участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;
• совместное озеленение территории детского сада;
• тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;
• наглядная информация;
С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реально осуществления в семье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.
Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.
2. Проведение диагностики педагогов по теме «Экологическое воспитание дошкольников» (Старший воспитатель Понасенко К. Ф.).
3. Выступление из опыта работы «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» (воспитатель Андриянова С. В.).
4. Разное.
Литература:
• Бондаренко Т. М. «Экологическое воспитание 5-6 лет» : Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. - Воронеж: ИП Лакоценина Н. А. ,2012.
• Иванова А. А. Программа экологического образования дошкольников Живая экология. – М. : Сфера, 2009. Иванова А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : Сфера, 2010.
• Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. – М. : АРКТИ, 2005.
• Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа. – М. : Гном, 2013.
Материалы интернет сайтов
• Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2011. - 336 с.
• Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. - М. : Карапуз, 2009. - 227 с.