Татьяна Калинина
Консультация для педагогов «Формы и методы работы по формированию у дошкольников основ экологической безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Слово «экология» для детей дошкольного возраста новое и непонятное. Педагогам дошкольного образования необходимо привить понимание того, что оно еще и очень важное. В дошкольной педагогической науке экологическое образование определяется как система представлений ребенка о мире, в которых природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком. Экологическое образование – это один из важнейших факторов общего развития и формирования личности ребенка. В учебном пособии «Экологическое развитие детей дошкольного возраста» экологическое воспитание определяется как процесс формирования у детей осознанно правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для педагогов
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Природа, планета Земля, экология
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Задачи педагога при формировании основ экологического воспитания :
• формирование системы знаний о природе;
• формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе, места человека в этом мире, оценка самого себя;
• формирование у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к своему труду и труду других (сверстников, взрослых);
• помогать ребёнку в активном приобретении собственного опыта, развивать его потребности в получении определённых трудовых умений.
• воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;
• воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного практического общения;
• практически через трудовую деятельность осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов.
• средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства;
• видеть и понимать связи между явлениями;
• эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает.
Формируя экологическую культуру, важно обращать внимание воспитанников на три проблемы:
Формирование экологического сознания.
Разъяснение последствий загрязнения окружающей среды;
Использование экологически безопасной практической деятельности;
У дошкольников и младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Поэтому использование бесед с наглядным материалом будет более целесообразным. Так же тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. Поэтому использование раздаточного материала вызывает положительные эмоции у детей и помогает снизить умственное утомление. Различные камешки, ракушки, игры с водой, почвой, землей, снегом будут мотивировать детей на более углубленное познание окружающего мира.
Работа по формированию у дошкольников основ экологической безопасности должна вестись постоянно. Ее можно вводить на уроках счета, обучения чтению, труда и рисования. Один из приемов - чтение художественной литературы:
• В. Танасийчук «Экология в картинках»,
• И. Акимушкин «Жил – был Бобр»,
• Н. Сладков «Рыбы»,М. Горький «Случай с Евсейкой»,В. Кашо «Путешествие на дно морское»,
• Г. Снегирёв «Про птиц», В. Бианки «Птичьи разговоры», «Стая птиц под снегом», Н. Сладков «Друг или враг», Ф. Троицкий «От чего зацвёл цветок», П. Молчанов «Спасительница», М. Пришвин «Этажи леса», О. Герасимов «Сказка о споре Огня, Воды и Ветра», П. Синявский «Зелёная аптека».
Приобщая детей к здоровому образу жизни, необходимо обращать внимание на что, только бережное отношение каждого человека к каждому растению и животному поможет сохранить нашу планету красивой и уютной. Необходимо объяснять детям, что после себя мы должны оставить Землю такой же и даже лучше, чем она была до нас, формировать осознание детьми, что мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранялась везде: в лесу, в реке, в городе. Мы должны заботиться о себе, своем здоровье, других людях, воздухе, которым дышим, воде, которую пьем.