Валентина Герасименко
Формирование здорового образа жизни и развития дошкольников в процессе физического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Здоровье, это самая большая ценность. Каждому человеку присуще желание быть здоровым и сильным. Считается, что уровень здоровья зависит от наследственных факторов, так же, от действия окружающей среды, но большую часть зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Цель. Формирование основ здорового стиля жизни посредством физического воспитания потребностей и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.
Публикация «Формирование здорового образа жизни и развития дошкольников в процессе физического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, закаленного, крепкого, отзывчивого, жизнерадостного, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях - это единство цели, задач, форм, средств и методов работы, направленных на всестороннее физическое развитие детей и укрепление их здоровья.
Физические упражнения – основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие.
Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а так же являются средством лечения при многих заболеваниях.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общем воспитанием, как в дошкольные годы жизни ребенка, умственное развитие, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои возможности и силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста.
Для успешной реализации задач воспитательно-оздоровительной работы, необходимо не только специально организованная деятельность, но и личный пример всех участников воспитания ребенка – педагогов и родителей.
Как говорят психологи, для создания мотивов достижения цели.
Родители и педагоги – это единомышленники и вопросы оздоровления они должны решать вместе.
Чтобы сохранить здоровье ребенка и заложить фундамент культуры будущего взрослого человека, педагог в своей работе должен применять следующие правила:
- Сформировать положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня;
- мотивация к занятиям физическими упражнениями;
- начальные навыки естественных движений общеразвивающего характера, основы ритмики, правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве (игры, танцы и праздники, культура поведения, самостоятельность;
- уровень физической подготовленности, соответствующий нормативам
-корректный подбор физических упражнений по половому признаку (силовых упражнений для мальчиков и упражнений, подчеркивающих красоту и грацию, для девочек и т. п.);
-обеспечение ежедневного медико-педагогического контроля;
- привлечение родителей к организации физкультурно- оздоровительных мероприятий в детском дошкольном учреждении и реализация достаточной для ребенка двигательной активности дома;
-привлечение к организации занятий физическими упражнениями с детьми младшего дошкольного возраста детей старших групп (помощь в показе упражнений, проведение элементов разминки, организация игр с помощью воспитателя и др.)
Физкультурно-оздоровительная работа строиться с учетом следующих условий:
-формирование и развитие у детей дошкольного возраста стойкой мотивации (потребности) в занятиях физическими упражнениями;
-исключение стрессовых ситуаций на занятиях физическими упражнениями;
-использование многовариантных форм, средств и методов занятий физическими упражнениями с дошкольниками;
-личностно ориентированный подход к работе с дошкольниками;
-использование широкого комплекса упражнений, направленных на развитие всех сторон моторики ребенка;
-ипользование здоровьесберегающнго компонента физического воспитания детей дошкольного возраста.
Так же в процессе проведения регулярных закаливающих процедур дети обучаются оценке и самооценке своих ощущений. С этой целью для каждого из занимающихся можно использовать личную карточку, в которую ребенок регулярно может заносить свои ощущения: "чувствую себя хорошо" - квадратик закрашивается в голубой цвет,
чувствую себя плохо" - в красный. Руководствуясь этим, педагог может регулировать длительность процесса закаливания или освободить ребенка от процедуры.
В заключении хочу сказать, что обучение приемам биоуправления повышает уровень мотивации и осознанности при осуществлении движений и приемов ЗОЖ; повышается точность самооценки величины и динамики различных параметров функционального состояния, в том числе при мышечной деятельности и в условиях тренировки; улучшается точность само дозировки и самоконтроля за объемом и интенсивностью упражнений, повышаются скорость обучения и эффективность биоэнергетической реабилитации при патологии опорно-двигательного аппарата; наблюдается положительная динамика респираторной системы, аэробной производительности и улучшение показателей здоровья.
Таким образом, использование в практике работы по физическому воспитанию программы, базирующейся на учете возрастных особенностей дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям и физическим упражнениям.
Используемая литература:
Бестужев – Лада И. В. Прогнозирование образа жизни М. 1997
Воробьев В. И. Здоровье в твоих руках. 1995 с. 11-15
Дивиденко Д. Н. Основы здорового образа жизни человека 1996 с. 15-23
Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы.