Алтухова Лариса
Формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете по теме:
Формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования
Сегодня, как никогда, ключевыми качествами современной личности становятся творчество, креативность, умение отстаивать свои позиции и позиции своей страны, принимать нестандартные решения, быстро адаптироваться к условиям постоянно изменяющегося мира. Современная школа ищет новый контур понимания сути и назначения образования в целом. Должна ли она формировать у учащегося научную картину мира, или обеспечивать профессиональную квалификацию, или учить мыслить, или “готовить к жизни”?
Публикация «Формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования» размещена в разделах
Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, позволяющий само реализоваться, для многих является проблемой. Так как люди чаще всего действуют по шаблону, заранее запрограммируемым нормам, что часто приводит к протесту против требований общества.
Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее.
Психолого-педагогический анализ образовательных стандартов позволяет утверждать, что ключевые качества личности, которые в Стандарте определяются как образовательные результаты школьного образования, могут быть обобщены в одно общее определение «творческий потенциал».
Понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности. Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.
Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как творческий механизм, обеспечивающий появление творчества.
Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствуя развитию личностных качеств, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация образовательной деятельности.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90% состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость т. д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненный ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.
Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития, индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента, и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. Определим этапы развития воображения у детей дошкольного возраста.
До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.
Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые образы. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.
Развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Наиболее успешно задания и упражнения на развитие воображения могут реализовываться в игре, а также на интегрированных занятиях по рисованию и информатике. В задачи таких занятий входят расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов — для создания более полной и обширной основы для воображения, активизации и развития речи, обучения детей комбинированию и воспроизведению опыта, приемам оперирования представлениями.
С целью реализации этих задач учащимся можно предложить задания, направленные на формирование таких умений как :
- воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти (напр. : «Магазин игрушек» - нарисовать любимую игрушку из геометрических фигур);
- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков (напр. : «Прогулки по зоопарку» - угадать, о каком животном идет речь, и нарисовать его);
- воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части (напр. : «Веселые закорючки» - дорисовать закорючку до осмысленного изображения или сюжета);
- узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы (напр. : «Чья это тень?» - превратить пятно в рисунок);
- комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов (напр. : «Несуществующее животное» - нарисовать и назвать несуществующее животное, рассказать о нем);
- переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой и составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте (напр. : «История жизни» - придумать рассказ от имени нарисованного предмета).
Интегрирование урока рисования и информатики позволяет учителю делать процесс обучения более интересным и интенсивным. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды, что, безусловно, повышает мотивацию учащихся. Рисование на компьютере вызывает большой интерес у детей, позволяет снять страх ошибки от неправильно выполненных действий, а также страх и растерянность перед чистым листом, свойственный обычно урокам рисования. Ведь компьютер дает возможность исправить любую ошибку и вернуться к любому этапу работы. Даже те ученики, которые не очень хорошо умеют рисовать, вдохновляются при виде богатой цветовой палитры и многочисленных спецэффектов, позволяющих вылиться на простор собственной детской фантазии, попробовать проявить себя в роли художника. Использование компьютера на уроке рисования создает эмоциональный настрой, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества и воображения.
Таким образом, творчество, как личностное качество, базируется на потенциальных возможностях каждого человека, на не осознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью. Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть развито только самим человеком.
Творчество – это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.
Проблема мотивации также принадлежит к творческому аспекту исследования творчества. Почему человек является творческой личностью? Одни исследователи говорят о врожденном стремлении к созиданию, творчеству, другие – о неудовлетворенных сублимированных потребностях, желании общаться с окружающим миром, интеллектуальном стремлении, любопытстве, стремлении к новому, к порядку. Вероятней всего, что внутренняя мотивация, побудительная сила, стоящая за каждым творческим устремлением – это радость, удовлетворение и вызов в самом процессе, в актуализации личных способностей. Внешняя мотивация, то есть через вознаграждение извне, хотя и ведет к определенным успехам, но быстро иссякает, если отсутствует внутренняя мотивация.
Лучший способ для учителя воспитывать творчество в детях – самому быть творческой личностью.
Однажды «Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым.
- Как я сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле? - изумился педагог.
Но спустя некоторое время Мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к Мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками.
- Но твои крылья нравятся мне больше! - сказал мудрец педагогу».
(Ш. Амонашвили)
Творчество расширяется и обогащается по мере расширения сферы знаний, умений, типов и глубины решаемых проблем. Развитие индивидуальных творческих способностей – это интегративный процесс целенаправленного и всестороннего развития и воспитания личности. Условиями развития творческих способностей являются: творческая атмосфера и внимание со стороны творческого учителя; возможность позитивного творческого выхода и наличие единомышленников, терпимость, доброжелательность окружающих и самостоятельное, глубокое познание себя.
И. Я. Лернер приводит убедительные аргументы, подтверждающие, что часто слабоуспевающие учащиеся учатся мыслить творчески и, естественно, благодаря этому улучшают свои успехи в учении. Но для этого их надо обучить приемам нестандартного мышления, которые являются общими для научного и прикладного творчества.
Напомним, что главная цель образования – усвоение подрастающим поколением социального опыта. Этот опыт включает в себя четыре основных компонента:
- знания о природе, обществе, технике, способах деятельности;
- опыт осуществления основных способов деятельности;
- опыт творческой деятельности;
- опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности.
Педагогический опыт убеждает, что творчество на учебных занятиях есть не что-то уникальное, свойственное лишь отдельным «творчески» работающим педагогам, а обязательный компонент профессиональной деятельности преподавателя (учителя, призванного научить обучающихся индивидуальному применению знаний в нестандартных жизненных ситуациях.
Среди теоретических подходов к организации образования школьников как учебно-творческой деятельности особое место принадлежит личностно-ориентированному подходу. Суть этого подхода заключается в принятии ребенка как личности с присущей ей духовностью, социальностью и креативностью, что требует от школы, обучающих ребенка педагогов признания его уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение.
Творчество не возможно без вдохновения, эмоционального подъема, которые стимулируют этот процесс. Творчество раздвигает границы возможностей человеческого развития, способствует все более богатому и глубокому проявлению индивидуальности. Развитию творческих способностей содействуют эвристические методы организации учебно-познавательной деятельности. Их определяют как систему эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения, которые разработаны с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления личности в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач.
Как уже говорилось ранее, широко распространены такие методы, как «мозговая атака», «мозговой штурм», метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики.
При этом важным представляется дать учащимся возможность проявить себя, показать свою эрудицию, творчески подходить к решению поставленных задач. На занятиях немаловажную роль играет переключение внимания учащихся на собственную личность, на познание самого себя, на определение тех качеств, которые будут помогать или тормозить процесс личностного самосовершенствования. Большинству учащихся следует интенсивно работать над формированием у себя таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, направленность на достижение цели, потребность повышения компетентности. Полученный опыт учебно-творческой деятельности поможет личности решать жизненные и профессиональные задачи, предвидеть и предупреждать неудачи и ошибки, тем самым обеспечит эффективность любого вида деятельности.
Хочется отметить, что спектр применения образовательных технологий для развития творческого потенциала учащихся во внеурочной деятельности намного шире, чем на уроках. Это объясняется тем, что применение таких образовательных технологий как, например: тренинговые технологии, проектно-исследовательские, имитационно-моделирующие, ролевые игры, организационно-деятельностные игры и др. необходимо больше времени, а иногда и другая организация образовательного пространства. Тем не менее, такие образовательные технологии должны модифицироваться и постепенно внедряться в школьное образование.
Внеурочные занятия являются одним из компонентов единого образовательного пространства (образовательной среды, которое предлагается ученику в качестве условия его развития. Внеурочные формы деятельности школьников – необязательный элемент образования. Но именно они позволяют расширить социальное поле опытности обучающихся, найти каждому интересные виды деятельности.
Внеурочная деятельность конструируется на основе сотрудничества педагога с учащимися, ориентирована на конечный продукт, на презентацию этого продукта в группе учащихся. Деятельностно-творческая среда способствует личностному росту обучающихся. Совместные творческие дела создают атмосферу сотрудничества, интеллектуального напряжения и духовных усилий.