Солдатова Анастасия
Формирование звукопроизношения в онтогенезе
▼ Скачать + Заказать документы
Звукопроизношение - это процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов периферического
речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного) при регуляции со стороны центральной нервной системы
(центрального речевого аппарата).
Речь ребенка не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Темочки:
Онтогенез (от греч. оntos - сущее, - genesis - происхождение, развитие) определяется как индивидуальное развитие организма от его зарождения до конца жизни. В литературе вопросам становления речи в онтогенезе при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания.
Знание закономерностей становления звукопроизношения у детей в нормальном онтогенезе необходимо для проведения дифференциальной диагностики между возрастным своеобразием звукопроизношения у детей и патологическими его формами[4, с. 42].
Овладение ребенком правильным произношением всех звуков речи занимает довольно длительный период времени - примерно от года до пяти (реже - до шести) лет, причем звуки усваиваются не изолированно, а в составе целых слов.
Овладение звуковой системой родного языка обеспечивается функционированием речеслухового (умением дифференцировать на слух звуки речи) и речедвигательного анализатора (умением производить необходимые артикуляторные движения).
Формирование речеслухового анализатора опережает развитие речедвигательного анализатора. Развитие деятельности речеслухового анализатора проявляется в процессе формирования фонематического восприятия, т. е. слуховой дифференциации звуков речи.
К 2 годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки : [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].
К 3 годам ребенок осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].
До 3 лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т. д.). Все остальные звуки малыш в этом возрасте, как правило, не произносит совсем (пропускает) или заменяет на более простые (вместо «мишка» ребенок может произносить «мика», «миска», «миська»).
В период с 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит четко – «дом»). Малыш осваивает йотированные звуки (например, в словах «юбка», «юг», «ямка»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Эти звуки заменяются более простыми (например, [с] на [т], [т’] или [с’]; [р] на [j’] (читается как й, [л’] или опускается и т. п.).
После 4 лет ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует (различает) между собой уже все свистящие звуки без исключения ([с], [с’], [з], [з’] и [ц]). В этом возрасте еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’].
В возрасте 5-6 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой) [2, с. 93].
К 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.