Елена Яковлева
Формирование знаний о дорожных знаках у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В Российской Федерации правила дорожного движения – это основополагающий закон, который регулирует взаимоотношение всех участников дорожного движения. Они все руководствуются разрешениями или запретами, прописанными в правилах дорожного движения.
Воспитание культуры безопасности – одно приоритетных направлений педагогики безопасности. Педагогика безопасности имеет предпосылки для выделения в новое научное направление в педагогике [2] и ставит перед собой задачи изучения закономерностей обучения, воспитания и развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности. Вслед за А. М. Новиковым, который считает, что «необходимо заново переосмыслить, что такое в современных условиях обучение, воспитание, развитие», [3] на данном этапе становления педагогики безопасности необходимо уточнить, чему учить, что воспитывать и развивать у детей, учащихся, студентов, специалистов в области безопасности жизнедеятельности.
Публикация «Формирование знаний о дорожных знаках у детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Дорожные знаки
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка ученые подразумевают совокупность трех компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье.
Анализ литературы позволяет составить характеристику ребенка, обладающего культурой безопасности жизнедеятельности: это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения в быту.
Задача педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В условиях введения ФГОС ДО остро встает вопрос о необходимости развития индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Воспитание культуры безопасности должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; воспитание у детей самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Так же важно развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Необходимо формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; воспитывать уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, к различным видам труда и творчества.
Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т. д.
Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития как: неустойчивость и быстрое истощение нервной системы, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения, потребность в движении преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, недостаток знаний об источниках опасности, переоценка своих возможностей.
Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев.
Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений. В исследованиях отмечается, что в данном направлении требуется кропотливая воспитательная работа с детьми. На современном этапе предлагаются различные подходы к воспитанию у детей безопасного поведения на улице.
Чтобы обеспечить безопасность детей, им необходимо овладеть некоторыми знаниями и умениями, такими как наблюдательность, умение анализировать свои ошибки, которые привели к неприятностям, умение предвидеть возможные последствия тех или иных своих поступков, а также овладение навыками грамотных действий в случае проявления опасностей Данной проблемой занимались такие ученые, как Н. К. Иванова, Л. Г Татарникова, И. К. Топорников, З. И. Береснева, Н. Н. Поддьяков и др.
Проблемой безопасности, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, созданием системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами, необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитанием осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитии здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использовании разнообразных форм, методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе занимаются отечественные педагоги, ученые: Н. Н. Авдеева, Т. И. Алиева, Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая, О. Л. Князева, Е. А. Козырева, Л. А. Кондрыкинской, Е. Ю. Протасова, Э. Я. Степаненкова, Р. Б. Стеркина. Обобщался опыт работы дошкольных учреждений в этом направлении А. Д. Добрушиным, В. Н. Зимониной, Н. И. Клочановым, Л. А. Комлевой, Л. В. Куцаковой, Е. А. Козловской, С. А. Козловским, С. И. Мерзляковой, И. С. Окуневым, В. Н. Сахаровой.
Таким образом, основываясь на анализе теоретических источников, нами выявлено противоречие между объективной потребностью в формировании знаний о дорожных знаках у детей 6-7 лет и уровнем практической разработанности данной проблемы. Выявленное противоречие обуславливает постановку проблемы: каковы педагогические условия формирования знаний о дорожных знаках у детей 6-7 лет? Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МБДОУ «Детский сад № 10» г. Чебоксары Чувашской Республики с детьми двух групп в количестве 40 человек: 20 детей экспериментальная группа (ЭГ, 20 детей контрольная группа (КГ).
Целью констатирующего этапа стало определение уровня знаний о дорожных знаках у детей 6-7 лет.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методики: беседа с детьми и показ им изображений знаков дорожного движения; диагностическое задание «Проверь себя».
Анализ полученных результатов показал, что больше половины детей показали средний и низкий уровень знаний о дорожных знаках. Дети, показавшие высокий уровень знаний, правильно назвали большое количество знаков и объяснили, для чего их применяют. Мальчики уверено рассказали о строении автомобиля, помимо основных деталей, называли и дополнительные, такие как: тормоз, сцепление и коробка переключения передач. Испытуемые со средним уровнем знаний не смогли назвать знаки «Осторожно, дети!» и «Опасный поворот», не всегда могли объяснить, для чего нужны знаки «Въезд запрещен» и «Проход закрыт» и где именно они устанавливаются. Например, знак «Осторожно, дети!» расшифровали, что нельзя бегать на дороге, а знак «Опасный поворот» как неровная дорога. Правильно отвечали на вопрос о транспорте, но не могли рассказать о правах пешеходов, говорили, что пешеход имеет право играть на проезжей части.
Констатирующий срез показал, что испытуемые имеют представления о дорожных знаках и правилах дорожного движения. Но они недостаточно точно могут называть названия дорожных знаков и объяснять для чего их используют. Они также не всегда хорошо ориентируются в правилах дорожного движения, необходимых для их возрастной группы. Поэтому у старших дошкольников нужно продолжать формировать знания о дорожных знаках.
С целью формирования знаний о дорожных знаках у детей 6-7 лет нами была разработана программа с использованием игровой деятельность.
Работа проводилась с детьми экспериментальной группы. В ней принимали участие 20 детей 6-7 лет.
При построении программы, нацеленной на формирование знаний о дорожных знаках у детей 6-7 лет, мы опирались на следующие принципы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. Следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Реализация программы осуществлялось в три этапа: подготовительный; основной; заключительный. Рассмотрим их более подробно.
На первом этапе мы закрепляли ранее полученные знания о правилах дорожного движения и дорожных знаках, развивали стремление правильно вести себя в транспорте и на улице. Для этого мы наблюдали за движением транспорта, рассматривали различные иллюстрации. Мы использовали плакаты на тему «Правила поведения пешеходов», карточки–дорожные знаки.
На втором этапе мы знакомили детей с назначением дорожных знаков. Познакомили с предупреждающими, указательными, запрещающими, предписывающими дорожными знаками и знаками сервиса, учили различать дорожные знаки. Для этого мы использовали дорожные знаки,
На заключительном этапе мы закрепляли знания детей о работе светофора, играя в игру «Стоп», о том, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора, воспитывали культуру поведения на улице, закрепляли навыки выполнения правил дорожного движения, а в конце нами была проведена викторина «Автогонщик, вперед!» и игра «Страна ПДДейка».
На контрольном этапе использовался тот же комплекс методик, что и на констатирующем этапе.
Диагностический срез выявил значительную динамику уровней сформированности знаний о правилах дорожного движения. Значительно увеличилось число детей, показавших высокий уровень знаний. Испытуемые легко и быстро отвечали на все вопросы о знаках дорожного движения, их значении.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности проделанной работы.
Список использованных источников
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб. : Детство-Пресс, 2016.
2. Вепренцева, Е. А. Занятия для детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения / Е. А. Вепренцева // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 3. – С. 19–20.
3. Немсадзе, В. Детский травматизм : книга для родителей / В. Немсадзе, Г. Амбернади. – М. : Советский спорт, 1999.
4. Никифорова, О. Дорожные знаки / О. Никифорова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 12. – С. 9–10.