Татьяна Волоскова
Формирование представлений о труде взрослых в процессе сотрудничества с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений о труде взрослых в процессе сотрудничества с родителями
Сегодня многие педагоги отмечают, что традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями не вызывают у детей активного познавательного интереса. К сожалению, десятилетиями ознакомление с профессиями было достаточно примитивным и однообразным, круг обозначенных в образовательных программах профессий узок. Актуальность темы обоснована ФГОС ДО, диктующих необходимость новых подходов к организации работы дошкольного учреждения с родителями, создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Публикация «Формирование представлений о труде взрослых в процессе сотрудничества с родителями» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Таким образом, назрела необходимость в совершенствовании деятельности воспитателя по ознакомлению с трудом взрослых, что мы и попытались отразить в своей работе.
Источник изменений Источником изменений является подход к организации образовательной деятельности по решению задач трудового воспитания через сотрудничество с родителями.
Идея изменений В основу опыта легла идея сотрудничества детского сада с семьей по формированию первичных представлений о труде взрослых.
Концепция изменений Большое значение сотрудничеству с родителями уделял выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Объединение усилий педагогов и родителей создает благоприятные условия для развития детей.
Сотрудничество с семьей может предоставить разнообразные возможности и ресурсы на пути формирования первичных представлений о труде взрослых.
Новизна опыта заключается в том, что знакомство с профессиями происходит в процессе экскурсий, которые планируются и обсуждаются совместно с родителями.
Условия реализации изменений (предлагаемого опыта работы)
1. Сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
2. Совместное обсуждение и определение содержания работы по знакомству дошкольников с профессиями.
3. Создание условий для обогащения впечатлений ребенка о профессиях (помощь в организации совместных экскурсий на предприятия города, организация фотовыставок, выпуск детского журнала, презентации)
4. Совместные с детьми мероприятия (экскурсии, досуги, развлечения).
Результат изменений (использования предлагаемых способов обучения и воспитания) • У детей сформированы знания о профессиях;
• Дети стали более любознательными и активными, что говорит о развитии познавательных интересов к профессиям взрослых;
• Проявление гордости за своих родителей;
• Развитие партнерских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами;
• Имеются конспекты тематических занятий;
• Игровая развивающая среда пополнена сюжетно-ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями.
Описание инновационного опыта
Цель нашей работы: формирование представлений о труде взрослых через установление сотрудничества с родителями
Задачи:
1. Расширять знания детей о труде людей различных профессий;
2. Поддерживать и развивать познавательный интерес к деятельности взрослых;
3. Воспитывать уважительное отношение к людям труда;
4. Вовлекать родителей в образовательную деятельность детского сада по вопросам трудового воспитания дошкольников.
Цели и задачи нашей работы могут быть реализованы при соблюдении следующих принципов в организации педагогического процесса :
1. Формирования познавательных интересов в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Для детей дошкольного возраста естественен интерес к труду взрослых. Развитие познавательных интересов связано с новизной, необычностью ситуации, несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.
2. Возрастной адекватности (соответствие условий, требований, методов возрасту, особенностям развития).
Выбор профессий, с которыми знакомим детей, определяется с учетом возраста, профессий родителей, социального окружения. Так, детей средней группы знакомим с профессиями, которые дети могут наблюдать непосредственно: труд повара, медсестры, младшего воспитателя, прачки. С детьми старшего дошкольного возраста организуем целевые экскурсии за пределы детского сада. Выбираем для экскурсии учреждения, которые находятся в непосредственной близости от детского сада. С детьми подготовительной к школе группы проводим экскурсии на предприятия города, которые значительно удалены от детского сада.
3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений.
Обращаем внимание на создание условий для содержательного взаимодействия со взрослыми и детьми :
• Создание условий для обогащения впечатлений ребенка о профессиях в процессе совместной деятельности с родителями;
Привлекаем родителей к совместной работе, т. к. родители – самые первые и самые лучшие воспитатели. Они договариваются на предприятии о проведении экскурсии и рассказывают детям о своей работе, участвуют в подготовке фотовыставки, презентации и т. д.
• Совместное обсуждение и определение содержания работы по знакомству дошкольников с профессиями;
Организация и содержание педагогического процесса определяются не только педагогом, родителями, но и активностью, и потребностью ребенка. Ребенок не только объект, но и субъект педагогического процесса. Поэтому готовясь к экскурсии, мы вместе с детьми обсуждаем, что бы они хотели увидеть, с кем поговорить, о чем спросить, работающих на предприятии взрослых, а после экскурсии даем детям возможность выразить свои чувства и мысли через организацию различных видов деятельности: дети могут составить рассказ, отобразить впечатления в рисунке, игре. У детей и родителей появляются темы для обсуждения, общие интересы, что позволяет лучше узнать друг друга, а это сплачивает семью и делает ее более крепкой и дружной. Родители, участвуя в образовательном процессе ДОУ, могут лучше понять своего ребенка, увидеть его сильные и слабые стороны, проявлять искреннюю заинтересованность в его жизни и быть готовыми всегда оказать ему поддержку. Из пассивных наблюдателей за работой педагогов ДОУ родители становятся активными участниками образовательной деятельности.
• Совместные с детьми мероприятия (беседы, экскурсии, досуги, развлечения).
Учитывая вышесказанное, определили последовательность работы. С помощью разнообразных вопросов мы установили, что дети пятого года жизни не имеют определенных четких знаний о труде своих родителей и окружающих их взрослых.
Проанализировав данные, пришли к выводу, что необходимо познакомить родителей с проблемой приобщения детей к миру профессий и определить содержание и условия сотрудничества в данной области. Необходимо направить деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в группе. В начале учебного года на родительском собрании информируем родителей о том, что нового и интересного может узнать ребенок о той или иной профессии, на какие предприятия города мы могли бы сходить на экскурсию, с какими профессиями познакомить, обсуждаем, кто из родителей может оказать помощь в организации мероприятия. В ходе бесед с родителями советуем, что можно сделать, чтобы закрепить знания детей. Большинство родителей охотно включаются в домашние задания и сотрудничают с нами. Практическое участие родителей в образовательном процессе ДОУ повышает самооценку ребенка и их авторитет в глазах сверстников, что также является положительным.
Для того, чтобы участие родителей в жизни детского сада было прогнозируемым и конструктивным, в начале учебного года совместно составляли перспективный план по организации экскурсий для знакомства с трудом взрослых. Мы учитывали специфику профессий родителей и особенности труда в нашем городе. Родители, работающие на тех или иных предприятиях города, предлагали помощь в организации и проведении экскурсий. Планировали 1 экскурсию в месяц. Если проводить их чаще, то они могут утратить свою привлекательность, снизить у детей интерес к ним.
Ознакомление с трудом взрослых проходило в процессе непосредственно организованной деятельности – через экскурсии (в том числе и виртуальные, например, о работе на заводе, беседы. Перед организацией экскурсии мы помещали в родительский уголок объявление и приглашали принять участие в экскурсии. Родители являлись активными участниками таких экскурсий, либо проводили их сами. Группа родителей из 4-5 человек сопровождала нас во время экскурсии. Это наиболее заинтересованные в реализации плана родители. Благодаря экскурсиям дети имели возможность воочию увидеть, как работают взрослые, как они добиваются успехов в работе. В процессе общения со взрослыми детьми усваивали, углубляли и закрепляли знания о профессиях. Положительным моментом в организации экскурсий являлась возможность детей общаться со взрослыми, задавать им вопросы, что благоприятно повлияло на развитие дошкольников. Знакомясь с миром профессий, дети наглядно могли увидеть, как развивается научная мысль, как осуществляется технический прогресс в обществе. Мир окружающих предметов – это результат творческой деятельности человека. Показывали ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными. Мы всегда поощряли родителей за участие в организации экскурсии: объявляли благодарность в устной форме или готовили Благодарственные письма.
В режимных моментах закреплялись знания о труде взрослых : в течение дня, на прогулках, во второй половине дня, в процессе организации игровой деятельности, чтении художественной литературы, изобразительной деятельности.
При организации самостоятельной деятельности заботились о создании условий в группе для закрепления знаний о труде взрослых : дети рассматривали альбомы с фотографиями родителей на рабочем месте, рассматривали иллюстрации, организовывали тематические настольно-печатные игры, играли в сюжетно-ролевые игры. Созданию условий в группе большое внимание уделяли родители. Это их руками создавались альбомы, подбирались иллюстрации, тематические дидактические игры.
Таким образом, в организации образовательного процесса по ознакомлению с трудом взрослых использовались различные методы обучения: наглядные, словесные, практические и игровые.
Важный показатель эффективности проводимой работы – игры детей. Наблюдая за детьми, отметили, что они стали организовывать сюжетно-ролевые игры на темы труда взрослых, а это в свою очередь является показателем личностного развития дошкольников.
На заключительном этапе работы по теме провели анкетирование родителей, которое показало, что все 100% родителей считают сотрудничество с педагогами важным и отмечают положительные результаты в ознакомлении детей с трудом взрослых. Выросла активность участия родителей в жизни ДОУ. Посещаемость родительских собраний, мероприятий составила 100%.
С целью определения уровня социальной компетентности ребенка о труде взрослых провели диагностическое обследование по методике автора Т. М. Бондаренко. Для определения устойчивости познавательных интересов к профессиям взрослых людей использовали дидактическое задание «Ситуация выбор». Уровень развития познавательных интересов детей вырос с 85% в средней группе до 100% в подготовительной к школе группе. Знания о труде взрослых выросли с 85% до 95%. Таким образом, сотрудничество с родителями способствовало обогащению знаний детей о профессиях и их развитию, а педагогам открыло много новых вариантов включения родителей в образовательный процесс детского сада (например, разработке и реализации совместных проектов).