Левшенкова Валентина
Методическая разработка «Формирование речи детей в процессе игр-драматизаций»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование речи детей в процессе игр-драматизаций
"Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности", - говорил В. А. Сухомлинский.
Среди игр особое место занимает игра - драматизация. Через игру ребёнок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, развивает свою речь, память, воображение, формирует внимание.
Публикация «Методическая разработка „Формирование речи детей в процессе игр-драматизаций“» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Прекрасный мир художественной литературы гостеприимно встречает детей. Именно в этой игре дети впервые знакомятся с театром. Вместе с героями сказок они радуются, волнуются, переживают - постигают красоту человеческого общения. Исполнение взятых на себя ролей в игре обусловлено деятельностью воображения. Ребёнок, ставя себя на место героя и действуя согласно сюжету литературного произведения, идёт по пути наибольшей выразительности. В своей группе я поставила перед собой задачу развивать выразительную, неторопливую, грамматически правильную речь у наших детей, и решила сделать это через игру - драматизацию.
Игра - драматизация является средством развития творческих способностей у детей. В старшем возрасте дети обращают внимание на поведение героев, их действия.
При организации игр - драматизаций большое значение имеет предварительная работа, которая проводилась по всем образовательным областям. Чтобы вызвать у детей интерес к будущей игре, я знакомила их с художественной литературой, рассматривали с детьми иллюстраци по сказкам ("Теремок", "Три поросёнка", "Красная шапочка", "Волк и семеро козлят" и др.). Рисовали иллюстрации к любимым сказкам, изготавливали игрушки для настольного театра из бросового материала и методом оригами, устраивали выставку кукол для театра би-ба-бо. Слушали любимые сказки в записи, где обращала внимание детей на голоса героев (грубый или ласковый, просматривали мультфильмы по этим сказкам, при этом обращала внимание детей на характер героев (добрый или злой, простодушный или хитрый).Смотрели спектакли с участием артистов - кукольников, просила родителей посетить с детьми театры с детскими постановками. Дети впечатлительны, поэтому эмоциональный рассказ воспитателя, выразительное чтение стихотворений, воздействует на них глубоко, а особенно игра профессиональных артистов.
В своей работе с детьми я придавала большое значение воспитанию интонационной выразительности речи. Для этого я читала литературные произведения с разной интонацией, затем спрашивала у детей : "Как я прочитала? Грустно или радостно?" "Всё ли стихотворение я прочла одинаково?" "Какие слова я прочла иначе?" Затем ставила детям другие вопросы: "Как ты прочтёшь стихотворение? Почему так?"
Большое значение в обучении выразительному чтению имеет индивидуальная работа. Этот приём позволяет ребёнку высказать своё отношение к произведению, выработать свою интонацию при чтении стихотворений.
Ещё одним из этапов предварительной работы был показ воспитателем сказок при помощи настольного театра игрушек. Более активные дети самостоятельно повторяли действия воспитателя, стараясь выразительно передать речь персонажа сказки.
После предварительной работы я приступила к игре - драматизации по сказке "Теремок". Составила конспект, поставила цель:
1. Научить детей произносить слова героев сказки громко, выразительно, проговаривая чётко окончания слов.
2. Закрепить умение передавать в движении характер персонажа сказки.
3. Вызвать у детей желание сопереживать героям сказки.
4. Учить детей доставлять радость своим младшим товарищам, обыгрывая сказку.
5. Продолжать прививать детям любовь к сказкам.
На просмотр сказки пригласили детей младшей группы, для них дети моей группы сделали пригласительные билеты. Это помогло ребятам инсценировать сказку с большим эмоциональным подъёмом и она понравилась всем.
В результате проделанной работы, многие дети в моей группе умеют выразительно читать стихотворения, любят в свободное время играть с настольным театром игрушек и готовятся к следующей инсценировке сказки.
Таким образом можно сделать вывод,что игра - драматизация укрепляет интерес детей к книге. У детей развиваются творческие способности, развивается образная, выразительная, грамматически правильная речь, правильное дыхание, память. Игра помогает детям чувствовать красоту поступков, учит помогать слабому, делает добрее и внимательнее друг к другу.
Используемая литература:
1. Антипенко А. Е. "Театрализованная деятельность в детском саду" М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Сост. Дергачёва М. "Волшебный праздник" М. : РОСМЭН, 2000.
3. Гончарова О. В. и др. " Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания" М. : ТЦ Сфера, 2010.
4. Гуськова А. А. "Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет" М. : ТЦ Сфера, 2011.
5. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. "Тренинг по сказкотерапии" СПб. : Речь, 2005
6. Маханева М. Д. "Театрализованные занятия в детском саду" М. : ТЦ Сфера, 2001
7. Шорыгина Т. А. "Праздники в детском саду" М. : ТЦ Сфера, 201-
8. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. "Театрализованные игры в детском саду" М. : Школьная пресса, 2000.