Лучший педагог года

Формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

Маргарита Груздева
Формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).

В дошкольном возрасте происходит развитие всех сторон речи, каждая из которых значима по – своему. В частности, активно пополняется словарь ребёнка. Возрасте пяти лет в речи детей появляются слова, выражающие какие – либо переживания. В шесть – семь лет дети лучше понимают смысл употребляемых ими слов. У ребят появляется высокий интерес к значению слова. Для детей этого возраста характерно словотворчество.

Публикация «Формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)» размещена в разделах

А у детей с ОНР нарушены все компоненты речи. Их словарный запас страдает не только количественно, но и качественно. Для таких дошкольников характерны ошибки по замене одного слова другим, иным по своему значению. Кроме того, страдают функции словоизменения и словообразования. Речь ребёнка малопонятная, невыразительная. Дети мало разговаривают друг с другом, не сопровождают речью игровые ситуации. Они не могут в речи отразить свои переживания, эмоциональное состояние других людей, героев литературных произведений. При исследовании развития способности выражать свои чувства было установлено, что с возрастом постепенно снижается сила их выражения.

Существуют практические пособия. Развивающие эмоциональную сферу дошкольников без нарушений речи, расширяющие словарный запас в области чувств и эмоций. В детских садах для детей с ТНР на подгрупповых и индивидуальных занятиях происходит практическое усвоение лексики. При развитии связной речи сравнивается поведение героев, передаются переживания действующих лиц. Но нет поэтапной разработки по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР.

Кондратенко И. Ю. исследовала особенности усвоения системы лексических значений, отражающих эмоциональные состояния и оценки, детьми с ОНР. Были сделаны следующие выводы: процесс развития лексической системы у детей с ОНР (III уровень) не может происходить спонтанно, для этого требуется систематическая поэтапная логопедическая работа.

В процессе формирования эмоциональной лексики автор использовала множество игр и приёмов. На подготовительном этапе дети изучали эмоциональные состояния, развивались паралингвистические средства общения, формировалась интонационная сторона речи. Основной этап содержал следующие разделы:

1) формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом

2) формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов – оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны

3) формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путём морфологических преобразований

Далее автор работала над обогащением речевой коммуникации за счёт овладения детьми эмоциональной лексикой. Кондратенко И. Ю. разработала систему методических приёмов работы. Вначале активизировалась эмоциональная лексика в процессе формирования диалогической речи у детей с ОНР (III уровень) старшего дошкольного возраста. Затем в процессе формирования монологической речи. После – в процессе сюжетно – ролевых игр. Разработанные приёмы позволяют количественно и качественно изменить уровень речевого общения дошкольников с нарушением речи, благотворно влияют на развитие отзывчивости и чувствительности к окружающему миру, переживаниям других людей, способствует развитию компетентности в межличностных отношениях между детьми. Так как у детей с ОНР (III уровень) развитие эмоциональной лексики не происходит спонтанно, поэтому большое значение имеет коррекционно - развивающая логопедическая работа, направленная на формирование эмоионального пласта лексики.

Проведённое исследование указывает на перспективы дальнейшей разработки и совершенствования коррекционно – развивающей системы обучения детей с речевыми нарушениями.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Сценарий образовательной ситуации по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Эмоции в песочнице. Радость» Тема: «Эмоции в песочнице – Радость»; образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)
Опубликовано: 5 марта 2020 в 12:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Груздева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД