Маргарита Груздева
Формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
В дошкольном возрасте происходит развитие всех сторон речи, каждая из которых значима по – своему. В частности, активно пополняется словарь ребёнка. Возрасте пяти лет в речи детей появляются слова, выражающие какие – либо переживания. В шесть – семь лет дети лучше понимают смысл употребляемых ими слов. У ребят появляется высокий интерес к значению слова. Для детей этого возраста характерно словотворчество.
Темочки:
А у детей с ОНР нарушены все компоненты речи. Их словарный запас страдает не только количественно, но и качественно. Для таких дошкольников характерны ошибки по замене одного слова другим, иным по своему значению. Кроме того, страдают функции словоизменения и словообразования. Речь ребёнка малопонятная, невыразительная. Дети мало разговаривают друг с другом, не сопровождают речью игровые ситуации. Они не могут в речи отразить свои переживания, эмоциональное состояние других людей, героев литературных произведений. При исследовании развития способности выражать свои чувства было установлено, что с возрастом постепенно снижается сила их выражения.
Существуют практические пособия. Развивающие эмоциональную сферу дошкольников без нарушений речи, расширяющие словарный запас в области чувств и эмоций. В детских садах для детей с ТНР на подгрупповых и индивидуальных занятиях происходит практическое усвоение лексики. При развитии связной речи сравнивается поведение героев, передаются переживания действующих лиц. Но нет поэтапной разработки по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР.
Кондратенко И. Ю. исследовала особенности усвоения системы лексических значений, отражающих эмоциональные состояния и оценки, детьми с ОНР. Были сделаны следующие выводы: процесс развития лексической системы у детей с ОНР (III уровень) не может происходить спонтанно, для этого требуется систематическая поэтапная логопедическая работа.
В процессе формирования эмоциональной лексики автор использовала множество игр и приёмов. На подготовительном этапе дети изучали эмоциональные состояния, развивались паралингвистические средства общения, формировалась интонационная сторона речи. Основной этап содержал следующие разделы:
1) формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом
2) формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов – оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны
3) формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путём морфологических преобразований
Далее автор работала над обогащением речевой коммуникации за счёт овладения детьми эмоциональной лексикой. Кондратенко И. Ю. разработала систему методических приёмов работы. Вначале активизировалась эмоциональная лексика в процессе формирования диалогической речи у детей с ОНР (III уровень) старшего дошкольного возраста. Затем в процессе формирования монологической речи. После – в процессе сюжетно – ролевых игр. Разработанные приёмы позволяют количественно и качественно изменить уровень речевого общения дошкольников с нарушением речи, благотворно влияют на развитие отзывчивости и чувствительности к окружающему миру, переживаниям других людей, способствует развитию компетентности в межличностных отношениях между детьми. Так как у детей с ОНР (III уровень) развитие эмоциональной лексики не происходит спонтанно, поэтому большое значение имеет коррекционно - развивающая логопедическая работа, направленная на формирование эмоионального пласта лексики.
Проведённое исследование указывает на перспективы дальнейшей разработки и совершенствования коррекционно – развивающей системы обучения детей с речевыми нарушениями.