Романова Елена
Формирование эмоционального интеллекта в условие взаимодействия семьи и детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в педагогике все чаще можно встретить такое понятие, как эмоциональный интеллект. Теория эмоционального интеллекта сформировалась достаточно недавно, но с каждым годом ей уделяется все больше внимания со стороны психологов и педагогов. Первоначально эмоции и интеллект рассматривались, как отдельные явления, однако осознавалась их взаимосвязь и взаимозависимость.
Публикация «Формирование эмоционального интеллекта в условие взаимодействия семьи и детского сада» размещена в разделах
В отечественной педагогике изучением развития эмоционального интеллекта занимались Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др. Л. С. Выготский писал: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни».
К эмоциональному интеллекту относятся способности понимания эмоций, умение применять в практической деятельности, умение регулировать эмоции.
Эмоциональный интеллект выступает параллельной формой рационального познания, то есть когнитивного интеллекта. С помощью эмоций индивид получает информацию, относящуюся к невербальному каналу общения. Невербальный канал, в свою очередь, несет более половины информации о собеседнике, особенностях ситуации общения.
В научных исследованиях описывают следующую структуру эмоционального интеллекта :
— коммуникативный уровень
— гностический уровень
— эвристический уровень.
В качестве основы эмоционального интеллекта психолог Питер Саловей выделяет пять составляющих:
— знать свои эмоции;
— управлять эмоциями;
— мотивировать самого себя;
— распознавать чувства других людей;
— поддерживать взаимоотношения.
Эмоции — это основное звено в жизни ребенка-дошкольника. В содержании ФГОС ДО отражается важность развития эмоционального интеллекта, отзывчивости и сопереживания дошкольников. Эмоции для дошкольника являются основой адаптации и социализации в обществе, так как для полноценной жизни человеку важно понимать чувства другого — взрослого или ребенка, проявляя эмпатию.
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников связано с психофизиологическими процессами, протекающими в этот период.
Ребенок-дошкольник, как личность, находится в постоянном процессе развития, становления, созревания. К трем годам ребенок уже имеет достаточное знание о себе. Он осознает себя в пространстве, понимает гендерную принадлежность, стремится к признанию окружающих его людей — взрослых и сверстников. У дошкольника формируется чувство собственного достоинства, а также интерес и осознание собственных достижений.
Активность ребенка в этот период способствует быстрому росту и физическому развитию. Дети дошкольного возраста неутомимы. Однако им необходима частая смена деятельности, так как внимание не концентрировано, а память направлена не на запоминание, а на узнавание.
Стремительно развивается и речевая сфера ребенка. Ребенок быстро запоминает новые слова, четверостишия. С взрослением слова ребенка складываются в логические словесные цепочки, с помощью которых он выражает потребности.
Особенную роль играет становление эмоциональной сферы. Дошкольники подвержены перепадам настроения. Дети предпочитают общество сверстников, так как общение с ними более эмоциональное. Эмоции помогают ребенку воспринимать действительность, реагировать на нее, выражать реакции на свои действия и действия других. Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте очень значимо. Успешность развития эмоционального интеллекта зависит от участия и включенности в этот процесс взрослого. Особая важность участия взрослого в развитии эмоционального интеллекта состоит в том, что ребенок способен интуитивно усваивать определенные знания и приемы овладения эмоциями в ходе общения. Взрослый демонстрирует модели поведения, предъявляет требования, а также выполняет их, оценивает поступки.
Дети воспринимают взрослого как образец поведения, общения, выражения и контроля эмоциональных состояний.
Общение ребенка со взрослым является условием для его психического и личностного становления. Для дошкольника взрослый — носитель знаний, опыта, эксперт в освоении окружающей действительности.
Для детей «образцовыми» взрослыми могут являться и родители, и педагоги в ДОУ.
Важно уметь выстроить взаимосвязь педагог-ребенок-родитель, так как при такой взаимосвязи дошкольник наилучшим образом способен усвоить социальный опыт.
Взаимосвязь педагог-ребенок-родитель может реализовываться через различные события, организованные в ДОУ. Это могут быть игры на понимание своих эмоций для взрослых и детей, организованные педагогами ДОУ, которые будут выступать в роли медиатора. А также выставки рисунков, плакатов, медиафайлов, отражающих тематику эмоций, организация совместных мероприятий, направленных на усиление эмоциональных связей между ребенком и родителем, привлечение родителей к организации предметно-развивающей среды ДОУ с целью развития эмоционального интеллекта детей — появление уголка уединения, стены эмоций, шкалы настроения.
Более важной составляющей развития эмоционального интеллекта дошкольника является индивидуальная и групповая работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, реализуемая через тренинги и игры.
Таким образом, формирование и развитие эмоционального интеллекта необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольникам важно понимать те эмоции и чувства, которые они переживают, так как это способствует их личностному развитию, а также активной социализации в обществе. Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка-дошкольника очень велика. Именно взрослый способен создать такие условия, при которых ребенок сможет понимать и принимать свое состояние, обозначать свои чувства, переживать