Приложение МААМ

Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе. Конспект НОД «Цветик-Семицветик»

Оксана Городилова
Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе. Конспект НОД «Цветик-Семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе ДОУ.

Подготовительная группа занимает особое место в детском саду. Задача педагога заключается, с одной стороны, в систематизации знаний, накопленных детьми, и изучении общего уровня их развития в результате всей предшествующей воспитательно-образовательной работы, а с другой стороны, в психологической подготовке детей к школе, требующей перестройки личности ребенка. В этот период в сознании и поведении детей должен совершиться переход к пониманию ответственности будущего школьника за свое учение, за свое поведение. В детском саду ребенок приобрел много эмпирических знаний, с переходом же в школу перед ним постепенно будут открываться все с большей глубиной научные знания, и это потребует готовности оперировать абстрактными понятиями. Главное при этом не развитие лишь отдельных функций (восприятия, памяти, внимания и др., а изменение функциональных связей и отношений в сознания ребенка.  [1]

Публикация «Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе, Конспект НОД „Цветик-Семицветик“» размещена в разделах

Дети подготовительной группы осознают себя старшими в детском саду. Эта позиция старших, готовящихся перейти в школу, меняет их отношение к себе и к детям остальных групп, так же как изменяется и отношение младших детей к ним.   К рассмотрению всех программных задач подготовительной группы, в том числе и в области элементарных математических знаний, нужно подходить, с одной стороны, с позиции обобщения и систематизации накопленных детьми знаний, а с другой — с позиции подготовки детей к работе в школе, преемственной связи в знаниях. Главная же задача подготовки к работе в школе состоит в умственном развитии детей, в овладении умственными операциями — анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией. [1]

В режиме подготовительной к школе группы предусматривается 14 занятий в неделю, из них два занятия — на развитие у детей элементарных математических представлений.

Первый месяц работы, как и в предшествующих группах, надлежит посвятить занятиям, обеспечивающим повторение программного материала старшей группы и выявление уровня знаний и навыков детей, только что поступивших в детский сад. Возможно, что окажется необходимым провести с этими детьми дополнительные занятия, чтобы устранить некоторые пробелы. Однако подобные занятия не следует проводить длительное время: в процессе совместной работы происходит не только обучение, но и взаимообучение детей.

Работа в подготовительной группе направлена в основном на систематизацию и уточнение накопленных детьми знаний. Она охватывает те же разделы, что и аналогичная работа в старшей группе.

Количество и счет.

Развивать общие представления о множестве : умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами. Знакомить с числами второго десятка. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 пределах 10).

Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число. Знакомить с составом чисел в пределах 10. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее пределах 10, на наглядной основе). Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет). Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+, минус (–) и знаком отношения равно (=).

Величина.

Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета. Делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др., а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая, две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям. Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами. Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Форма.

Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств. Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника, о прямой линии, отрезке прямой. Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам. Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д. ; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Ориентировка в пространстве.

Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Ориентировка во времени.

Дать детям элементарные представления о времени : его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Определения не даются. Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

Одна из важнейших задач воспитателя подготовительной группы заключается в том, чтобы знания, умения, навыки, получаемые детьми на занятиях по математике, использовались ими в разных жизненных условиях — в быту, на прогулке, в играх, на других занятиях. Дети должны понимать, что приобретаемые ими знания действительно им нужны. Это будет способствовать развитию интереса детей к дальнейшему расширению математических знаний. Математическую подготовку к школе следует рассматривать не столько с точки зрения объема полученных детьми знаний, сколько с точки зрения необходимости их систематизации, т. е. умственного развития детей и понимания ими значения математических знаний для жизни, формирования интереса к ним и стремления расширять их в дальнейшем. [1]

Заключение.

Математическое образование дошкольника - целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.

Математическое развитие дошкольников это позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более эффективного обучения детей математике необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.

Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока. Задача педагога - сделать НОД по ФЭМП занимательной и необыкновенной, превратить её в царство смекалки, фантазии, игры и творчества.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

1. Окружающая действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразных видов деятельности, в общении со взрослыми является основным источником развития элементарных математических представлений.

2. Формирование математических представлений в повседневной жизни не должно носить эпизодический характер. Очень важно, обеспечить систематизацию приобретенных знаний, чтобы все представления и понятия детей о множестве и числе, представления о величине, форме, о времени и пространстве давались в определенной системе и последовательности: «…математика – это цепь понятий : выпадает одно зернышко и непонятно будет дальнейшее» (Н. К. Крупская)

3. При формирование элементарных математических представлений у дошкольников воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности детей, проводить занятия в игровой форме, использовать все виды деятельности для закрепления у ребят математических знаний.

Список использованной литературы.

1. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. -М., Просвещение, 1974.

2. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985 г.

3. Новикова В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М. : Мозаика-Синтез, 2000 г.

4. Столяр А. А. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - М., Просвещение, 1991.

5. Шаталова Е. В. Использование математических загадок в детском саду. - Белгород, 1997.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе "Цветик - семицветик".

Цель: формирование и развитие элементарных математических представлений в рамках исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

- закреплять цифры и числовой ряд в пределах 10;

- учить отвечать на вопрос предложением;

- закрепить название геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, овал прямоугольник;

- развивать мелкую и общую моторику через игры с мячом;

- развивать внимание, память, мышление через обучение счетным операциям и дидактическим играм;

- воспитывать чувство сопереживания, ответственности и заботы о родных людях.

Материал : рисунки, карточки с заданиями, плакат с названиями дней недели,

изготовленный заранее цветик - семицветик, мяч, вырезанные из картона грибы и кружки разных цветов с цифрами от 1 до 7.

 Ход занятия.

Воспитатель: Ребята у нас сегодня с вами «День добрых дел!» Давайте вспомним, а какие дела называют «добрыми»? Ответы детей.  

- Молодцы, ой, а кто это там плачет в уголке? Тебя как зовут?

Выходит девочка (можно пригласить из подготовительной группы).

- Здравствуйте, мальчики и девочки, меня зовут Женя и мне нужна ваша помощь, мама послала меня в магазин за баранками, я купила семь баранок: 2 баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две с сахаром для себя и одну маленькую баранку для Павлика. Одна вредная собака съела все баранки. Я погналась за ней и заблудилась. Помогите мне, пожалуйста найти дорогу домой.  

Воспитатель: Ребята, поможем Жене? Ответы детей.

Воспитатель: Мне одна знакомая волшебница подарила волшебный «Цветик -семицветик» и сказала, что он помогает всем, у кого случилась неприятность. Может наш цветочек поможет и Жене? Давайте попробуем!

Воспитатель достаёт цветок, у которого семь лепестков и они раскрашены в разные цвета. На каждом лепестке написана цифра (от 1 до 7).

Воспитатель: Ребята! Давайте рассмотрим наш чудо - цветок. Сколько у него лепестков? Каких они цветов? На какую фигуру похожи лепестки? А середина цветка? Ответы детей.

Воспитатель: Смотрите ребята! На лепестках написаны задания и если мы с вами их выполним, то Женя вернется домой к родным. Ну что, готовы к испытаниям? Ответ детей.

Воспитатель: Женя! Отрывай лепесток.

Девочка отрывает 1-й лепесток, воспитатель читает:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.   Вели, что бы ребята нашли 2 похожих цветка.

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением нескольких цветков, два из них одинаковые. Дети должны их найти.

Молодцы, ребята! Справились с заданием.

Воспитатель: Вот видишь, Женя, какие ребята сообразительные, как быстро справились с  заданием! А теперь отрываем 2-й лепесток:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.  

Вели, чтобы ребята выполнили следующее задание.

Сейчас вы разделитесь на 2 команды на столах у вас лежат картинки, вам нужно выполнить задания, какая команда быстрее справится, та и победила.

Воспитатель и девочка раздают командам два комплекта карточек.

На карточках могут быть различные задания из дидактических игр, например "Найди лишнее", "Собери фигуру", "Сосчитай сколько" и т. д.   

Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием справились, теперь отрываем 3-й лепесток.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели 

- Вели показать следующее задание.

Воспитатель показывает картинки с цветами разной длины.  

- Ребята, назовите самый короткий и самый длинный розовый цветочек? (ответы детей) 

- А теперь самый короткий и самый длинный фиолетовый цветочек? (ответы детей, молодцы.

Воспитатель: Ребята! Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и сделать небольшую разминку, а Женя мне поможет.

Физкультминутка.

На лугу растут цветы небывалой красоты (потягивания -руки в  стороны).

К солнцу тянутся цветы (потягивания — руки вверх).

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда, (дети машут руками, изображая ветер)

Только это не беда.  

Наклоняются цветочки, (дети делают наклоны)

Опускают лепесточки.

А потом опять встают (возвращаются в исходное положение)

Вместе все они цветут.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отрываем следующий лепесток.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

- Ребята давайте поможем Жене решить задачу.  

Воспитатель предлагает решить задачку на сложение, например, дети пошли в лес за грибами. Женя нашла 3 гриба, а Миша - 2. Сколько всего грибов нашли дети? Для решения воспитатель использует показ, выкладывает сначала 3 гриба, потом два, дети считают общее количество.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Женя! Осталось совсем мало лепестков и скоро ты попадешь домой, отрываем следующий лепесток и смотрим задание.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели.

- Вели, что бы мяч нам принесли! Давайте немного поиграем. Становитесь в кружок. Сегодня у нас день добрых дел. И игра называется "Скажи доброе слово". Я кидаю вам мяч, вы кидаете его мне обратно и говорите доброе, ласковое или приветливое слово. (доброта, любовь, ласка, будь здоров и т. д.).

Воспитатель: Какие все молодцы! От ваших добрых слов наша группа наполнилась теплом и светом! Посмотрите остался всего один лепесток.

- Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

- Вели показать последнее задание.

Вот неделя. В ней 7 дней, поскорей знакомься с ней.

Воспитатель показывает детям плакат с названиями дней недели.

Первый день по всем неделькам. Он зовется понедельник.

Вторник - это день второй. Он стоит перед средой.

Серединочка - среда. Третьим днем была всегда.

А четверг - четвертый день.  Шапку носит набекрень.

Пятый-пятница-сестрица. Очень модная девица.

А в субботу день шестой. Отдыхаем всей гурьбой.

И последний - воскресенье. Назначаем днем веселья!

Воспитатель: Итак ребята, у нас 7 дней недели. Каждый день имеет своё название. Сейчас мы проверим, внимательно ли вы слушали стихотворение.

У вас на столах лежат разноцветные кружочки. На каждом нарисована цифра от 1 до 7. Я буду называть день недели, а вы должны найти и показать соответствующий кружок. Начинаем!

Женя занимается вместе с детьми. Около двери слышится голос, который зовет Женю.

Женя: «Ой, меня мама зовет! Спасибо вам ребята, что помогли мне найти дорогу домой. Я вам так благодарна».  Уходит.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете «День добрых дел» нам удался?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте  вспомним, что доброго и хорошего мы сегодня с вами сделали, что нового узнали, чему научились?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы все сегодня молодцы! Давайте ещё раз встанем в круг, возьмёмся за руки и пожелаем друг другу всего хорошего.

Собрались все дети в круг,

Я — твой друг и ты — мой друг!

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь! 

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений через игру «Математическое поле чудес» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать.

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Поможем Незнайке. Состав числа 9» «Поможем Незнайке» Мотивация: Незнайка просит помощи у ребят: научить отгадывать его математические загадки Цель: Формирование первичных.

Конспект по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Развитие логического мышления Цель: Продолжать измерять при помощи линейки. Развивать логическое мышление. Материал: Карточки с изображениями; линейки; цветные палочки.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Помогите Буратино» Цель: создать условия для обобщений, систематизации знаний и умений по математике. Задачи: Образовательная: - Закреплять знания детей.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе. Конспект НОД «Цветик-Семицветик»
Опубликовано: 31 января 2021 в 12:20
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе. Конспект НОД «Цветик-Семицветик»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Городилова (УИ 1125242) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД