Оксана Городилова
Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе. Конспект НОД «Цветик-Семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе ДОУ.
Подготовительная группа занимает особое место в детском саду. Задача педагога заключается, с одной стороны, в систематизации знаний, накопленных детьми, и изучении общего уровня их развития в результате всей предшествующей воспитательно-образовательной работы, а с другой стороны, в психологической подготовке детей к школе, требующей перестройки личности ребенка. В этот период в сознании и поведении детей должен совершиться переход к пониманию ответственности будущего школьника за свое учение, за свое поведение. В детском саду ребенок приобрел много эмпирических знаний, с переходом же в школу перед ним постепенно будут открываться все с большей глубиной научные знания, и это потребует готовности оперировать абстрактными понятиями. Главное при этом не развитие лишь отдельных функций (восприятия, памяти, внимания и др., а изменение функциональных связей и отношений в сознания ребенка. [1]
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
Дети подготовительной группы осознают себя старшими в детском саду. Эта позиция старших, готовящихся перейти в школу, меняет их отношение к себе и к детям остальных групп, так же как изменяется и отношение младших детей к ним. К рассмотрению всех программных задач подготовительной группы, в том числе и в области элементарных математических знаний, нужно подходить, с одной стороны, с позиции обобщения и систематизации накопленных детьми знаний, а с другой — с позиции подготовки детей к работе в школе, преемственной связи в знаниях. Главная же задача подготовки к работе в школе состоит в умственном развитии детей, в овладении умственными операциями — анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией. [1]
В режиме подготовительной к школе группы предусматривается 14 занятий в неделю, из них два занятия — на развитие у детей элементарных математических представлений.
Первый месяц работы, как и в предшествующих группах, надлежит посвятить занятиям, обеспечивающим повторение программного материала старшей группы и выявление уровня знаний и навыков детей, только что поступивших в детский сад. Возможно, что окажется необходимым провести с этими детьми дополнительные занятия, чтобы устранить некоторые пробелы. Однако подобные занятия не следует проводить длительное время: в процессе совместной работы происходит не только обучение, но и взаимообучение детей.
Работа в подготовительной группе направлена в основном на систематизацию и уточнение накопленных детьми знаний. Она охватывает те же разделы, что и аналогичная работа в старшей группе.
Количество и счет.
Развивать общие представления о множестве : умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами. Знакомить с числами второго десятка. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число. Знакомить с составом чисел в пределах 10. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе). Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет). Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+, минус (–) и знаком отношения равно (=).
Величина.
Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета. Делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др., а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая, две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям. Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами. Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма.
Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств. Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника, о прямой линии, отрезке прямой. Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам. Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д. ; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве.
Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени.
Дать детям элементарные представления о времени : его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Определения не даются. Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
Одна из важнейших задач воспитателя подготовительной группы заключается в том, чтобы знания, умения, навыки, получаемые детьми на занятиях по математике, использовались ими в разных жизненных условиях — в быту, на прогулке, в играх, на других занятиях. Дети должны понимать, что приобретаемые ими знания действительно им нужны. Это будет способствовать развитию интереса детей к дальнейшему расширению математических знаний. Математическую подготовку к школе следует рассматривать не столько с точки зрения объема полученных детьми знаний, сколько с точки зрения необходимости их систематизации, т. е. умственного развития детей и понимания ими значения математических знаний для жизни, формирования интереса к ним и стремления расширять их в дальнейшем. [1]
Заключение.
Математическое образование дошкольника - целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.
Математическое развитие дошкольников это позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более эффективного обучения детей математике необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.
Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока. Задача педагога - сделать НОД по ФЭМП занимательной и необыкновенной, превратить её в царство смекалки, фантазии, игры и творчества.
Таким образом можно сделать следующие выводы:
1. Окружающая действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразных видов деятельности, в общении со взрослыми является основным источником развития элементарных математических представлений.
2. Формирование математических представлений в повседневной жизни не должно носить эпизодический характер. Очень важно, обеспечить систематизацию приобретенных знаний, чтобы все представления и понятия детей о множестве и числе, представления о величине, форме, о времени и пространстве давались в определенной системе и последовательности: «…математика – это цепь понятий : выпадает одно зернышко и непонятно будет дальнейшее» (Н. К. Крупская)
3. При формирование элементарных математических представлений у дошкольников воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности детей, проводить занятия в игровой форме, использовать все виды деятельности для закрепления у ребят математических знаний.
Список использованной литературы.
1. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. -М., Просвещение, 1974.
2. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985 г.
3. Новикова В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М. : Мозаика-Синтез, 2000 г.
4. Столяр А. А. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - М., Просвещение, 1991.
5. Шаталова Е. В. Использование математических загадок в детском саду. - Белгород, 1997.
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе "Цветик - семицветик".
Цель: формирование и развитие элементарных математических представлений в рамках исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- закреплять цифры и числовой ряд в пределах 10;
- учить отвечать на вопрос предложением;
- закрепить название геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, овал прямоугольник;
- развивать мелкую и общую моторику через игры с мячом;
- развивать внимание, память, мышление через обучение счетным операциям и дидактическим играм;
- воспитывать чувство сопереживания, ответственности и заботы о родных людях.
Материал : рисунки, карточки с заданиями, плакат с названиями дней недели,
изготовленный заранее цветик - семицветик, мяч, вырезанные из картона грибы и кружки разных цветов с цифрами от 1 до 7.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята у нас сегодня с вами «День добрых дел!» Давайте вспомним, а какие дела называют «добрыми»? Ответы детей.
- Молодцы, ой, а кто это там плачет в уголке? Тебя как зовут?
Выходит девочка (можно пригласить из подготовительной группы).
- Здравствуйте, мальчики и девочки, меня зовут Женя и мне нужна ваша помощь, мама послала меня в магазин за баранками, я купила семь баранок: 2 баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две с сахаром для себя и одну маленькую баранку для Павлика. Одна вредная собака съела все баранки. Я погналась за ней и заблудилась. Помогите мне, пожалуйста найти дорогу домой.
Воспитатель: Ребята, поможем Жене? Ответы детей.
Воспитатель: Мне одна знакомая волшебница подарила волшебный «Цветик -семицветик» и сказала, что он помогает всем, у кого случилась неприятность. Может наш цветочек поможет и Жене? Давайте попробуем!
Воспитатель достаёт цветок, у которого семь лепестков и они раскрашены в разные цвета. На каждом лепестке написана цифра (от 1 до 7).
Воспитатель: Ребята! Давайте рассмотрим наш чудо - цветок. Сколько у него лепестков? Каких они цветов? На какую фигуру похожи лепестки? А середина цветка? Ответы детей.
Воспитатель: Смотрите ребята! На лепестках написаны задания и если мы с вами их выполним, то Женя вернется домой к родным. Ну что, готовы к испытаниям? Ответ детей.
Воспитатель: Женя! Отрывай лепесток.
Девочка отрывает 1-й лепесток, воспитатель читает:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели. Вели, что бы ребята нашли 2 похожих цветка.
Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением нескольких цветков, два из них одинаковые. Дети должны их найти.
Молодцы, ребята! Справились с заданием.
Воспитатель: Вот видишь, Женя, какие ребята сообразительные, как быстро справились с заданием! А теперь отрываем 2-й лепесток:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы ребята выполнили следующее задание.
Сейчас вы разделитесь на 2 команды на столах у вас лежат картинки, вам нужно выполнить задания, какая команда быстрее справится, та и победила.
Воспитатель и девочка раздают командам два комплекта карточек.
На карточках могут быть различные задания из дидактических игр, например "Найди лишнее", "Собери фигуру", "Сосчитай сколько" и т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием справились, теперь отрываем 3-й лепесток.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели
- Вели показать следующее задание.
Воспитатель показывает картинки с цветами разной длины.
- Ребята, назовите самый короткий и самый длинный розовый цветочек? (ответы детей)
- А теперь самый короткий и самый длинный фиолетовый цветочек? (ответы детей, молодцы.
Воспитатель: Ребята! Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и сделать небольшую разминку, а Женя мне поможет.
Физкультминутка.
На лугу растут цветы небывалой красоты (потягивания -руки в стороны).
К солнцу тянутся цветы (потягивания — руки вверх).
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда, (дети машут руками, изображая ветер)
Только это не беда.
Наклоняются цветочки, (дети делают наклоны)
Опускают лепесточки.
А потом опять встают (возвращаются в исходное положение)
Вместе все они цветут.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отрываем следующий лепесток.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
- Ребята давайте поможем Жене решить задачу.
Воспитатель предлагает решить задачку на сложение, например, дети пошли в лес за грибами. Женя нашла 3 гриба, а Миша - 2. Сколько всего грибов нашли дети? Для решения воспитатель использует показ, выкладывает сначала 3 гриба, потом два, дети считают общее количество.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Женя! Осталось совсем мало лепестков и скоро ты попадешь домой, отрываем следующий лепесток и смотрим задание.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели.
- Вели, что бы мяч нам принесли! Давайте немного поиграем. Становитесь в кружок. Сегодня у нас день добрых дел. И игра называется "Скажи доброе слово". Я кидаю вам мяч, вы кидаете его мне обратно и говорите доброе, ласковое или приветливое слово. (доброта, любовь, ласка, будь здоров и т. д.).
Воспитатель: Какие все молодцы! От ваших добрых слов наша группа наполнилась теплом и светом! Посмотрите остался всего один лепесток.
- Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
- Вели показать последнее задание.
Вот неделя. В ней 7 дней, поскорей знакомься с ней.
Воспитатель показывает детям плакат с названиями дней недели.
Первый день по всем неделькам. Он зовется понедельник.
Вторник - это день второй. Он стоит перед средой.
Серединочка - среда. Третьим днем была всегда.
А четверг - четвертый день. Шапку носит набекрень.
Пятый-пятница-сестрица. Очень модная девица.
А в субботу день шестой. Отдыхаем всей гурьбой.
И последний - воскресенье. Назначаем днем веселья!
Воспитатель: Итак ребята, у нас 7 дней недели. Каждый день имеет своё название. Сейчас мы проверим, внимательно ли вы слушали стихотворение.
У вас на столах лежат разноцветные кружочки. На каждом нарисована цифра от 1 до 7. Я буду называть день недели, а вы должны найти и показать соответствующий кружок. Начинаем!
Женя занимается вместе с детьми. Около двери слышится голос, который зовет Женю.
Женя: «Ой, меня мама зовет! Спасибо вам ребята, что помогли мне найти дорогу домой. Я вам так благодарна». Уходит.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете «День добрых дел» нам удался?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте вспомним, что доброго и хорошего мы сегодня с вами сделали, что нового узнали, чему научились?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все сегодня молодцы! Давайте ещё раз встанем в круг, возьмёмся за руки и пожелаем друг другу всего хорошего.
Собрались все дети в круг,
Я — твой друг и ты — мой друг!
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!