Аэлита Сабирова
Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.
Программные задачи:
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Вторая младшая группа (три-четыре года) :
Количество.
Учить объединять в группы однотипные предметы, сравнивать равные и неравные группы, владеть приёмами наложения и приложения; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
Величина.
Научить сравнивать предметы по длине (длинный — короткий, ширине (узкий — широкий, по высоте (низкий — высокий);
Форма.
Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение
и осязание.
Ориентировка в пространстве.
Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади, справа — слева. Различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени.
Познакомить с контрастными частями суток день — ночь, утро — вечер.
Средняя группа (четыре-пять лет) :
Количество и счёт.
Дать детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов. Учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Учить считать до 5 (на основе наглядности). Формировать представления о порядковом счете; формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета; учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один недостающий предмет или убирая из большей группы один лишний предмет; отсчитывать предметы из большего количества.
Величина.
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине длине, ширине, высоте. Познакомить с операциями сравнения с помощью условной мерки. Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины, ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины.
Форма.
Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Познакомить детей с прямоугольником. Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
Ориентировка в пространстве.
Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении; обозначать словами положение предметов по отношению к себе. Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко, высоко — низко.
Ориентировка во времени.
Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности. Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
Педагогические методы ФЭМП
1. Практические: Упражнения (задания, самостоятельная работа с комплектами дидактических материалов, во время которых малыши многократно повторяют практические и умственные операции. На одном занятии педагог предлагает от двух до четырёх разнообразных заданий с двух или трёхкратным повторным воспроизведением каждого для закрепления. В средней группе сложность и количество упражнений возрастает.
2. Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, подвижных, дидактических игр.
3. Словесные (пояснения, вопросы, инструкции, комментарии) :
Объяснение нового материала проводится в умеренном темпе, пояснения должны быть максимально чёткими, конкретными и понятными. Слова произносятся с интонационной выразительность, которая помогает акцентировать внимание детей на важных моментах. Новые понятия проговариваются хором. Для более глубокого осознания действий малышам предлагается рассказывать, что и как они делают. Задавая вопрос, педагог начинает проговаривать фразу, а ребёнок продолжает и заканчивает ответ.
На красной полоске одна пуговица, а на синей много пуговиц»
Особенностью детей пятого года жизни является их стремление к сенсорно-двигательному исследованию окружающего мира. Педагог озадачивает малышей проблемами, разрешая которые ребята могут почувствовать себя маленькими учёными и первооткрывателями, например, пытаясь понять, почему у велосипеда колёса круглые, а не квадратные. Воспитатель старается подвести детей к самостоятельному ответу с помощью наводящих вопросов и подсказок: «Обведи рисунок квадрата пальчиком. Что у этой фигуры есть, а у круга нет? Почему квадрат не может катиться?».
4. Наглядные (образец, показ, демонстрация иллюстративного материала, видеофильмов, мультимедийных презентаций) :
У детей 2-ой младшей группы наглядно-действенное мышление. В работе с младшими дошкольниками многократный показ с параллельной демонстрацией наглядного материала и проговариванием алгоритма действий обычно используется как образец нового способа действия. Если малыши уже усвоили навык, в дальнейшем можно ограничиваться только словесными инструкциями, например: (Дать карточку З. М.) «Посмотрите, сколько гаражей нарисовано в верхнем ряду? Поставьте под каждый гараж по машинке в нижнем ряду».
На четвёртом году начинает формироваться наглядно-образное мышление. В средней группе освоение новых интеллектуальных операций (сопоставление предметов по какому-либо признаку, счёт) требует полноценного, обстоятельного, последовательного показа с подробными словесными инструкциями и рассматриванием образца. По мере усвоения детьми новых понятий и слов показ заменяется устными комментариями к действиям. Например: Показывает цифру 4 «Положите на верхнюю полоску столько же зайчиков, а на нижнюю полоску - столько же морковок»
Структура проведения занятия-игры по ФЭМП.
Младшая и средняя группы.
1) Вводная часть (сюрпризные моменты, сказочные сюжеты).
2) Работа с демонстрационным материалом.
3) Работа с раздаточным материалом.
4) Физкультминутка или игра м/п.
5) Дидактическая игра на закрепление пройденного или нового материала.
6) Подведение итогов.
В старших и подготовительных группах структура занятия такая же, но кроме сюрпризных моментов целесообразно использовать проблемные ситуации, а во время подведения итогов использовать рефлексию (самоанализ).
Как заинтересовать детей математикой в начале занятия
Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать в работе сюрпризный момент (персонаж, стихотворения, загадки, демонстрацию иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов). Сюрпризный момент обычно выстраивается вокруг популярного и любимого детьми сказочного или литературного сюжета. Его герои создадут интересную ситуацию, оригинальную интригу, которая вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие.
Заключение.
На занятиях по математике в детском саду воспитатели целенаправленно работают над формированием у детей первичных представлений о количестве, величине и пространственном расположении предметов. От того, насколько продуктивны их педагогические усилия, зависит дальнейшее умственное и интеллектуальное развитие ребят, а так же успешное овладение знаниями в школе. Формирование математических представлений — важное условие качественной интеллектуальной подготовки детей к школьной жизни.