Приложение МААМ

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Аэлита Сабирова
Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.

Программные задачи:

Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Вторая младшая группа (три-четыре года) :

Количество.

Учить объединять в группы однотипные предметы, сравнивать равные и неравные группы, владеть приёмами наложения и приложения; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».

Величина.

Научить сравнивать предметы по длине (длинный — короткий, ширине (узкий — широкий, по высоте (низкий — высокий);

Форма.

Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение

и осязание.

Ориентировка в пространстве.

Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади, справа — слева. Различать правую и левую руки.

Ориентировка во времени.

Познакомить с контрастными частями суток день — ночь, утро — вечер.

Средняя группа (четыре-пять лет) :

Количество и счёт.

Дать детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов. Учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Учить считать до 5 (на основе наглядности). Формировать представления о порядковом счете; формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета; учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один недостающий предмет или убирая из большей группы один лишний предмет; отсчитывать предметы из большего количества.

Величина.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине длине, ширине, высоте. Познакомить с операциями сравнения с помощью условной мерки. Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины, ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины.

Форма.

Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Познакомить детей с прямоугольником. Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

Ориентировка в пространстве.

Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении; обозначать словами положение предметов по отношению к себе. Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко, высоко — низко.

Ориентировка во времени.

Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности. Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

Педагогические методы ФЭМП

1. Практические: Упражнения (задания, самостоятельная работа с комплектами дидактических материалов, во время которых малыши многократно повторяют практические и умственные операции. На одном занятии педагог предлагает от двух до четырёх разнообразных заданий с двух или трёхкратным повторным воспроизведением каждого для закрепления. В средней группе сложность и количество упражнений возрастает.

2. Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, подвижных, дидактических игр.

3. Словесные (пояснения, вопросы, инструкции, комментарии) :

Объяснение нового материала проводится в умеренном темпе, пояснения должны быть максимально чёткими, конкретными и понятными. Слова произносятся с интонационной выразительность, которая помогает акцентировать внимание детей на важных моментах. Новые понятия проговариваются хором. Для более глубокого осознания действий малышам предлагается рассказывать, что и как они делают. Задавая вопрос, педагог начинает проговаривать фразу, а ребёнок продолжает и заканчивает ответ.

На красной полоске одна пуговица, а на синей много пуговиц»

Особенностью детей пятого года жизни является их стремление к сенсорно-двигательному исследованию окружающего мира. Педагог озадачивает малышей проблемами, разрешая которые ребята могут почувствовать себя маленькими учёными и первооткрывателями, например, пытаясь понять, почему у велосипеда колёса круглые, а не квадратные. Воспитатель старается подвести детей к самостоятельному ответу с помощью наводящих вопросов и подсказок: «Обведи рисунок квадрата пальчиком. Что у этой фигуры есть, а у круга нет? Почему квадрат не может катиться?».

4. Наглядные (образец, показ, демонстрация иллюстративного материала, видеофильмов, мультимедийных презентаций) :

У детей 2-ой младшей группы наглядно-действенное мышление. В работе с младшими дошкольниками многократный показ с параллельной демонстрацией наглядного материала и проговариванием алгоритма действий обычно используется как образец нового способа действия. Если малыши уже усвоили навык, в дальнейшем можно ограничиваться только словесными инструкциями, например: (Дать карточку З. М.) «Посмотрите, сколько гаражей нарисовано в верхнем ряду? Поставьте под каждый гараж по машинке в нижнем ряду».

На четвёртом году начинает формироваться наглядно-образное мышление. В средней группе освоение новых интеллектуальных операций (сопоставление предметов по какому-либо признаку, счёт) требует полноценного, обстоятельного, последовательного показа с подробными словесными инструкциями и рассматриванием образца. По мере усвоения детьми новых понятий и слов показ заменяется устными комментариями к действиям. Например: Показывает цифру 4 «Положите на верхнюю полоску столько же зайчиков, а на нижнюю полоску - столько же морковок»

Структура проведения занятия-игры по ФЭМП.

Младшая и средняя группы.

1) Вводная часть (сюрпризные моменты, сказочные сюжеты).

2) Работа с демонстрационным материалом.

3) Работа с раздаточным материалом.

4) Физкультминутка или игра м/п.

5) Дидактическая игра на закрепление пройденного или нового материала.

6) Подведение итогов.

В старших и подготовительных группах структура занятия такая же, но кроме сюрпризных моментов целесообразно использовать проблемные ситуации, а во время подведения итогов использовать рефлексию (самоанализ).

Как заинтересовать детей математикой в начале занятия

Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать в работе сюрпризный момент (персонаж, стихотворения, загадки, демонстрацию иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов). Сюрпризный момент обычно выстраивается вокруг популярного и любимого детьми сказочного или литературного сюжета. Его герои создадут интересную ситуацию, оригинальную интригу, которая вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие.

Заключение.

На занятиях по математике в детском саду воспитатели целенаправленно работают над формированием у детей первичных представлений о количестве, величине и пространственном расположении предметов. От того, насколько продуктивны их педагогические усилия, зависит дальнейшее умственное и интеллектуальное развитие ребят, а так же успешное овладение знаниями в школе. Формирование математических представлений — важное условие качественной интеллектуальной подготовки детей к школьной жизни.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 февраля 2022 в 11:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Аэлита Сабирова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД