Наталья Кириченко
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, в ходе восприятия мира и игры. «Поиграй со мной!»- часто слышим мы от ребёнка. И сколько радости, когда взрослые соглашаются побыть «больным», «учителем» или «поваром». Но игра - это не только удовольствие для ребёнка. С помощью игры можно, развивать память, внимание, мышление, воображение - это очень важные качества,
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
необходимые для дальнейшей жизни ребёнка. Игры, направленные на восприятие, формируют умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина. Заинтересовавшись этим, я выбрала тему по самообразованию «формирование элементарных математических представлений в различных видах деятельности». Ведь формировать математические представления можно не только, в непосредственно образовательной деятельности, но и в сюжетно-ролевых играх,
на физкультурных занятиях, в режимных моментах, на прогулке.
Чтобы работа была эффективной, нужно создать необходимые условия,
прежде всего, создать предметно-игровую пространственную среду – предметы для,выкладывания серий, распределения по признакам, для сравнения, простейших измерений, счета. Работая с детьми дошкольного возраста, широко использовала игровой и практический методы формирования математических представлений, а так же сопутствующие наглядный и словесный методы. Характерными особенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений являются :
-выполнение разнообразных практических действий;
-выработка навыков счёта, измерение и вычисление в самой элементарной
форме;
-широкое использование сформированных представлений и освоенных
действий в быту, игре, труде.
Включала в сюжетно-ролевые игры такие задания: поставьте на стол кружечек
столько же, сколько тарелочек, купите в магазине 1 яблоко и много картошки, купи,2 груши и столько же яблок, купи лимон большой и маленький. Усаживая кукол за стол, предлагала детям : посади куклу Катю слева от себя, а куклу – справа. При игре «поездка на автомобиле» давала задание: два пассажира садятся на переднее сиденье, а один на заднее. Использовала математическую составляющую на утренней гимнастике: счет
во время выполнения упражнений. Учила, где правая сторона, где левая, учила строиться в шеренгу, рассчитываться на «первый»-«второй» для разделения на команды, сравнивать предметы по величине и форме (большой мяч, маленький). Проводила на прогулке подвижные игры математического содержания : «Попади в круг!» «Найди себе пару», «Чья команда забросит больше мячей в корзину». Разучивала с детьми считалочки, в которых используется порядковый и количественный счёт. Проводя наблюдения на прогулке, побуждала детей находить ответы на вопросы: На какую геометрическую фигуру походит солнышко (или луна? А сколько солнышек бывает на небе? Сколько звёздочек на небе? Какой формы наша
песочница? Найдите такой же листочек, как у меня.
В начале года дети младшей группы с трудом собирали игрушки на прогулке,
и я предложила им такую игру - кто больше соберет игрушек? Теперь они
наперегонки собирают игрушки и просят посчитать, сколько каждый из них собрал. Побеждает тот, кто собрал больше. На вечерней прогулке мы с ребятами с интересом считали: сколько нас осталось. (Начинали мы с 3-4 человек, а к концу года научились спокойно пересчитывать до 12-13 человек).
Диагностика элементарных математических представлений в конце года
показала, что планируемые результаты достигнуты. Благодаря закреплению математических понятий вне непосредственной, образовательной деятельности: в играх, на прогулке, в режимных моментах, дети не
осознавая нагрузки, научились считать, размышлять, думать.
Из всего, сказанного выше, можно сделать вывод: ФГОС и правильно
использованное образовательное пространство способствуют повышению
активности, индивидуализации и большей свободе деятельности воспитанников ДОУ при освоении элементарных математических представлений.