Алена Шацкая
Формирование элементарных математических представлений у детей 3–7 лет в условиях социозащитного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
«Умственный труд на уроках математики –
пробный камень мышления»[/b] (В. А. Сухомлинский)
Математика – это одна из сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир. Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования математических способностей. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности, в активности дошкольника – обследовательской, предметно - манипулятивной, познавательной. Именно в это время закладывается предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие логического мышления.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей 3–7 лет в условиях социозащитного учреждения» размещена в разделах
У воспитанников дошкольного возраста, поступающих в реабилитационный Центр, развитие познавательных и творческих способностей на низком уровне: 90% детей не умеют обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Однако их сверстники в этом возрасте проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.
Программа является результатом практической деятельности, носит развивающий и воспитывающий характер. Она обеспечивает максимальную активность детей, занимательна, последовательна в усложнении, имеет интегрированный подход к организации педагогического процесса.
В содержании данной программы преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов. Главной частью программы являются игры, упражнения, наблюдения и художественно-речевая деятельность.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование элементарных математических представлений у воспитанников 3-7 лет в условиях социально-реабилитационного Центра.
ОБЩИЕ ЗАДАЧИ
1. Формировать активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений;
2. Развивать представление о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе; о различных способах познания этих свойств;
3. Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения, временные представления; объяснять ход решения творческой или проблемной задачи;
4. Поощрять уместное использование математических терминов и символики;
5. Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни; совершенствовать представления о них;
6. Работа с родителями: развивать у них потребность в интеллектуальном общении с ребенком, поддерживать разговор на интересующую его тему, помогать в разрешении проблемно – поисковых ситуаций, поощрять детское экспериментирование.
Коррекционно-реабилитационная работа по программе «Занимательная мозаика» осуществляется в условиях младшей группы стационарного отделения круглосуточного пребывания и проходит в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
В разновозрастной группе проходят реабилитацию дети в возрасте от 3-х до 7 лет. В этих условиях наиболее рациональной является такая организация занятий, когда они проводятся со всеми детьми одновременно.
Методика коррекции и дальнейшего развития также имеет свою специфику. Далеко не все приёмы оправдывают себя в условиях совместного обучения детей 3-7 лет. Поэтому при разработке данной системы занятий сочетаются отдельные приёмы, активизирующие речевую и мыслительную деятельность одновременно всех занимающихся детей.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения. Программа носит периодичный характер и представлена системой интегрированных занятий средствами математического развития детей возраста 3-7 лет, индивидуальную работу, работу с родителями (тематические, индивидуальные консультации, распространение памяток, буклетов, участие в занятиях). Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизического состояния. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок на занятиях продвигается вперед только своим темпом и с постоянным успехом! Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, объединенные единым увлекательным сюжетом, имеющие проблемно – практический характер. Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования. Занятие длительностью 15-25 минут проводится в соответствии с планом. Сложность от занятия к занятию возрастает, в то же время в пределах одного занятия игры подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими. В зависимости от состояния детей, и конкретных условий проведения занятия, порядок упражнений можно менять.
Широко используются считалки и стихи: они помогают сделать занятия с детьми более разнообразными, применяя их в дальнейшей повседневной жизни; загадки используются в зависимости от целей занятия.
Формирование элементарных математических представлений у воспитанников Центра не только совершенствует счетную и измерительную деятельность, но и способствует умению рассуждать, активизирует познавательную сферу детей.