Кристина Коноваленко
Формирование элементарных математических представлений к концу завершения дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений к концу завершения дошкольного возраста» размещена в разделах
Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).
К концу средней группы дети должны уметь:
– составлять (моделировать) заданное изображение или фигуру из других геометрических форм или разных плоскостных элементов;
– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);
– составлять различные формы из палочек по образцу;
– сравнивать предметы по величине (больше – меньше, по длине (длиннее – короче, по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже, по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме, по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);
– выкладывать предметы в порядке убывания, возрастания.
– осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;
– выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;
– «читать» план, осуществлять нахождение предмета по плану;
– создавать рисунок-схему, используя простейшие изображения.
К концу старшей группы дети должны уметь:
– понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
– осуществлять объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество;
– устанавливать смысловые связи между предметами;
– выполнять сравнение фигур по величине (больше – меньше, по длине (длиннее – короче, по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже, по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме, по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);
– создавать постройки по рисунку, чертежу;
– осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;
– делить предметы, фигуры на несколько равных частей;
– преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем скла-дывания, разрезания;
– составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы;
– определять значение дорожных знаков, опираясь на рисунки-символы;
– анализировать предметы по отдельным признакам;
– сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количе-ству;
– раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по ве-личине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
– решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
– сравнивать рисунок со схемой, с чертежом предмета;
– составлять рисунки-схемы на основе своего рассказа;
– создавать образ на основе рисунка-схемы;
– составлять задачи по схематическим рисункам, с опорой на нагляд-ный материал;
– располагать предметы в заданной последовательности.
– понимать задание и выполнять его самостоятельно;
– проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.