Елена Багликова
Использование занимательного материала для формирования математических представлений
Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. В практике своей работы я заметила, что родители зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Запас знаний быстро кончается, и часто они перестают хотеть учиться, так как им становится неинтересно заниматься деятельностью, приводящей к неудачам.
Публикация «Использование занимательного материала для формирования математических представлений» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Отсюда возникла проблема: как направить свои усилия, как педагога, и родителей на то, чтобы воспитать у дошкольников интерес к самому процессу познания, к математике в частности. Слова выдающегося французского философа, писателя, математика и физика Б. Паскаля: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным» натолкнули меня на мысль развития элементарных математических представлений средствами занимательного характера.
Начиная работу над данной темой, я поставила перед собой цель: не только создать условия для формирования осознанного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста, но и вырастить их людьми, умеющими думать, хорошо ориентирующимися во всем, что их окружает. Так же были определены следующие задачи :
- в работе с педагогами:
1. Пополнить теоретические знания педагогов.
2. Пополнить и обогатить дидактическую базу по данному разделу.
3. Организовать открытые просмотры НОД по ФЭМП.
- в работе с детьми:
1. Проанализировать возможные причины отсутствия интереса к математике.
2. Целенаправленно формировать осознанный интерес к элементарной математической деятельности.
3. Учить детей приемам умственных действий (анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации).
4. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
- в работе с родителями:
1. Способствовать повышению компетенции родителей в данном разделе, через проведение родительских собраний, консультаций, бесед, оформление папок-передвижек, выставок дидактических игр и пособий.
2. Вовлечь родителей в образовательный процесс как активных его участников.
3. Содействовать изменению родительской позиции к обучению ребенка математике как к развивающему, а не как к набору готовых знаний и суждений.
4. Реализация проектной деятельности.
Для реализации поставленных задач в работе с педагогами была проведена следующая работа:
- консультации: «Использование занимательного материала по ФЭМП и его значение», «Поиграйте с детьми в математику»; «Математика в сказках»;
- были разработаны, изготовлены и апробированы в работе воспитателями дидактические игры по математике;
- проведены открытые просмотры.
Взаимодействие с родителями является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществлялось в разных формах. В старшей группе я провела родительское собрание «Играя, учим математике», на котором познакомила с видами игр и различными видами занимательного материала, рассказала, как лучше использовать их в домашних условиях. В подготовительной группе на родительском собрании «Роль дидактических игр по математике для успешной подготовки детей к школе» разговор о роли занимательного материала продолжился. Были проведены консультации для родителей «Математика для дошкольников», «Как привить детям любовь к математике», «Развитие внимания, логического мышления» и др. Большую ценность имеют индивидуальные беседы с родителями об успехах детей, о том, что еще не совсем получается. Заинтересовал родителей проект «Умные игры», в ходе которого была организована выставка домашних развивающих игр «Домашние игры ребенка», фотовыставка «Играя – учимся, играя – познаем!» Родители были заинтересованы темой, получили новую и полезную информацию, оказывали помощь в изготовлении пособий для игр в группе. Организация совместного вечера развлечений «Математический ринг» позволила сформировать интерес родителей к интеллектуально- познавательному общению с детьми.
Для выявления компетенций дошкольников я использовала «Тесты для проверки уровня математических способностей» А. В. Белошистой. Результаты диагностики способствовали определению этапов дальнейшие работы. Мною было составлено перспективное планирование, которое позволило наметить использование занимательного материала в организованной и свободной деятельности.
Работа с методической литературой и собственный опыт дали основание для составления картотеки дидактических и математических игр, подвижных игр с математическим содержанием, математических развлечений (головоломки, лабиринты, загадки, задачи-шутки, игры на пространственное преобразование).
Занимательный математический материал довольно разнообразен, что дает основание для его классификации. В своей работе я использовала следующие виды занимательного материала : 1) Развлечения (головоломки, лабиринты, игры на пространственное преобразование, загадки, задачи-шутки, Игры «Танграм» и подобные)
2) математические (логические) игры, задачи, упражнения («Найди недостающую фигуру», «Найди отличия», «Составь фигуру», «Отгадай число» и аналогичные.)
3) дидактические игры и упражнения.
В процессе обучения дошкольников математике дидактическая игра включалась мною в непосредственно образовательную деятельность, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Активно применяла дидактические игры в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводила их со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.
Осуществляя деятельность в данном направлении, я пришла к выводу, что дошкольнику интереснее все познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир, учась самостоятельно искать ответы на вопросы.
Детям очень нравились игры с рифмованным названием «Мы собрали урожай, ну-ка быстро сосчитай", «Считать торопись, но смотри не ошибись». Пространственные представления усваиваются детьми легче, если они, например, помогут любимому герою. А в игре «Снегири и синицы» дети не только устанавливают соответствия между множествами, но и закрепляют знания о зимующих и перелетных птицах.
Детям нравится, когда воспитатель выступает в игре в роли игрока.
( Н-р: «ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЛОТО», "Домино" и др.).
Развитие логики ребенка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность. В связи с этим в группе я создала математический уголок, где расположила пособия для самостоятельной и совместной деятельности, различные дидактические игры, занимательный материал : ребусы, лабиринты, головоломки и др. Организуя уголок занимательной математики, я исходила из принципа доступности игр детям в данный момент, помещала в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которыми детьми возможно на разном уровне. К таким играм относятся «ТАНГРАМ», «КОЛУМБОВО ЯЙЦО», «ПИФАГОР.
Большие возможности для развития логического мышления имеются при организации игры «Два (три) обруча». Занимательный материал я стараюсь включать в разные виды деятельности. Например, на утренней гимнастике детям полюбились игры «Живые числа». Подвижная игра «Сбей фигуру, какую назову» не только развивает глазомер, ловкость, но и закрепляет знания о геометрических фигурах. А на прогулке можно посоревноваться, кто быстрее достигнет 10,сложив по пути числа. А вернувшись с прогулки, в ожидании обеда предложить товарищам угадать задуманную цифру, изобразив ее жестами
При ознакомлении с цифрами моих воспитанников заинтересовало история их происхождение, что подтолкнуло меня на создание совместного проекта «МОЯ ЦИФРА. Как известно, знания, полученные в ходе продуктивной творческой деятельности, откладываются на всю жизнь. Поэтому участие детей в подобном проекте способствовало выработке у них твердых знаний и устойчивого интереса к математике, дети получили возможность выступить перед сверстниками в новом для них качестве. Проект дал детям возможность проявить свои творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Весь комплекс занимательных игр и упражнений на развитие математических способностей – это длинная интеллектуальная «лестница», а сами игры и упражнения – ее «ступеньки». Чем выше ребенок поднимается по этой лестнице, тем больше усилий прилагает, тем больше удовлетворения в его душу. Важно не погасить желание ребенка двигаться дальше, а для этого надо заинтересовать, поощрить, вовремя ему помочь. Обучая маленьких детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.