Джульетта Месропян
Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру
1. Введение
Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового и учебного взаимодействия. Создание условий, которые обеспечивают развитие детей, реализация потенциальных возможностей детей относится к одной из приоритетных социальных задач общества и государства.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
В дошкольном детстве для маленького ребенка игра имеет важнейшее значение. «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» – так писала выдающийся советский педагог Н. К. Крупская.
Анализ состояния обучения дошкольников математике приводит многих специалистов к выводу о том, что необходимо развивать в дидактических играх наряду с функцией закрепления и повторения знаний, которая получила широкое распространение, функцию формирования новых знаний, способов и представлений познавательной деятельности. Другими словами, необходимо развивать обучающие функции игры, обучение через игру.
В настоящий момент в работе с детьми широко применяются дидактические игры с использованием современного математического материала (количественное и пространственное моделирование, геометрические знания, символическое замещение и другое).
Играя, дети овладевают сложными математическими понятиями, учатся считать, писать и читать. Но это является не только тренировкой, это хорошо проведенное и с пользой время вместе с ребенком. Однако, стремясь к знаниям, следует иметь определенные рамки. Самое главное – это привитие ребенку интереса к познанию. С этой целью образовательная детяелньость по математике должна проходить в увлекательной игровой форме.
2. Подходы к использованию дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Повышение умственной нагрузки на занятиях по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) заставляет задуматься педагогов над тем, каким образом подержать у детей интерес к осваиваемому материалу, удерживать на протяжении целого занятия активность. Максимальный эффект в изучении математики можно достигнуть при использовании на занятиях дидактических игр, развлечений, занимательных упражнений и задач.
При этом использование увлекательного и интересного математического материала определяется с учетом возрастных особенностей детей, задач их воспитания и всестороннего развития. Необходимо детей заинтересовать математическим материалом, активизировать их логическую умственную деятельность, развлекать и увлекать детей, углублять и расширять их математические представления, закреплять приобретенные знания и умения, упражнять детей в применении умений и знаний в прочих видах деятельности.
Эффективным инструментом развития математических представлений у детей является использование различных типов дидактических игр. Эти игры учат детей понимать ряд сложных математических понятий, формируют у него представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают ориентировку в направлениях пространства и времени, учат делать выводы. Для ребенка интерес к дидактической игре намного более чем не интересная выполняемая задача, игра притягивает его интерес, становясь тем самым толчком к развитию мышления, памяти, внимания и т. д.
Игры, которые способствуют развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, развитию творческих способностей, направлены в целом на умственное развитие детей дошкольного возраста.
Рассмотрим особенности дидактических игр. Дидактические игры – это один из разновидностей игр с правилами, которые направлены на решение определенных задач в обучении детей.
Они широко применяются в качестве средства обучения, воспитания и развития. Отличие дидактической игры от обыкновенной заключается в том, что в ней участвуют обязательно все дети. Ее содержание, правила, методика проведения разрабатываются таким образом, что для некоторых детей дошкольного возраста, которые совершенно не испытывают интерес к математике, эти игры могут стать отправной точкой в возникновении интереса к науке математике.
Создание игровой формы занятий осуществляется с помощью игровых ситуаций и приемов, выступающих для детей в качестве средств стимулирования и побуждения их к математической деятельности.
Для дидактической игры характерно наличие некоторой структуры, которая определяет игру и как игровую деятельность и как форму обучения. Можно утверждать, что игра – это достаточно многогранное понятие. На практике существуют разнообразные виды игр, которые можно применять в образовательной деятельности. По формам проведения игры можно разделить на индивидуальные, групповые, парные.
По образовательным задачам – на игры, направленные на изучение нового материала материал, получение новых знаний, игры, формирующие определенные умения и навыки, и можно выделить большую группу игр, которые имеют характер контроля знаний и обобщающего повторения.
По типам можно выделить ролевые, познавательные, комплексные, деловые игры.
Использование дидактической игры в образовательной деятельности не является самоцелью, это – средство обучения и воспитания.
Дидактическая игра – не забава, не стоит и рассматривать ее как деятельность, которая доставляет удовольствие ради удовольствия.
В понятии «дидактическая игра» подчеркнута ее педагогическая направленность, в этом понятии отражается многообразие ее применения. В соответствии с этим можно утверждать, что применение дидактических игр в обучении математике является важным средством, которое делает образовательную деятельность дошкольников более оптимизируемой, а сами дидактические игры являются средством развития математических представлений.
Ценностью дидактических игр является то, что в процессе проведения этих игр дети в значительной мере приобретают новые знания самостоятельно, при этом активно помогая в этом.
Использование дидактических игр требует отслеживания интереса детей дошкольного возраста в игре на протяжении занятия. Если интерес отсутствует или угасает, то не рекомендуется навязывать принудительно игру детям, потому как игра в этом случае потеряет свое развивающее, дидактическое, значение; и из игровой деятельности выпадет самое ценное - ее эмоциональность. Если возникает потеря интереса к игре, то педагогу необходимо своевременно принять необходимые действия, которые приведут к изменению обстановки. Это может быть эмоциональная речь, поддержка отстающих, приветливое отношение к детям. Если присутствует интерес к игре, то дети занимаются с большим удовольствием, что, безусловно, благоприятно влияет и на усвоение детьми необходимых математических знаний.
Так же важна выразительность в игре. Если педагог говорит с детьми равнодушно, сухо и монотонно, то дети будут относятся к занятиям так же безразлично, в процессе занятия начнут отвлекаться. В этих случаях бывает достаточно сложно поддержать интерес детей, сохранить желание их смотреть, слушать, участвовать в игре. Когда это совсем не удается, тогда и дети не получат от игры пользы, она будет у них вызывать только утомление. При этом будет возникать и отрицательное отношение к занятиям.
Педагог сам должен в некоторой степени включаться в игру, в противном случае его руководство и влияние будут не очень естественными. Умение быстро включаться в игру является показателем педагогического мастерства. Игра, которая интересна детям, которая доставляет им удовольствие и удовлетворение, оказывает положительное влияние на проведение последующих игр. Способы и средства, которые повышают детскую эмоциональность к игре, являются не самоцелью, а как путем, который ведет к решению дидактических задач.
Математическая составляющая в содержании игры всегда выдвигается на первый план. Только в этом случае игра будет выполнять свою роль в своем предназначении, а именно способствовать математическому развитию детей и воспитанию интереса к математике.
3. Методика проведения дидактических игр
Организуя дидактические игры с математическим содержанием педагогу следует продумывать следующие вопросы методики проведения игры:
1. Цель игры. Какими знаниями, умениями и навыками в области математического развития дети дошкольного возраста овладеют в процессе проведения игры? Какому моменту в игры необходимо уделить пристальное внимание? Какие иные воспитательные цели преследует процесс проведения игры?
2. Количество играющих детей. В каждой игре необходимо определенное количество играющих или максимальное их число. Это следует учитывать, организуя игру.
3. Какие дидактические пособия и материалы потребуются для проведения игры?
4. Как с наименьшими затратами времени познакомить с правилами игры детей?
5. На какой промежуток времени должна быть рассчитана игра? Будет ли игра захватывающей, занимательной для детей? Захотят ли дети вернуться к игре еще раз?
6. Каким образом организовать участие всех детей в игре?
7. Каким образом организовать наблюдение за детьми, чтобы определить, все ли включены в работу?
8. Какие изменения необходимо внести в игру для того, чтобы поднять активность и интерес детей?
9. Какие следует выводы сообщить детям в заключение, после проведения игры (лучшие моменты в игре, недочеты, результаты усвоения математических знаний, дать оценку отдельным участникам игры, сделать замечания по поводу нарушения дисциплины и др.?
Среди форм проведения : игры можно выделить игры-соревнования на лучшую скорость, качество, количество; игры-путешествия по станциям с чередованием игровых ситуаций, имитацией событий; игры - драматизации, инсценировки, направленных на поиск решения проблем; игры - открытия исследования.
К основным структурным компонентам дидактической игры относятся : правила, игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание либо дидактические задачи, материалы и оборудование, результаты игры.
Рассмотрим эти структурные компоненты:
1. Игровой замысел выражается, в основном, в названии игры. Он закладывается в ту дидактическую задачу, которую необходим решить в образовательном процессе. Реализуется игровой замысел часто в виде вопроса, который как бы проектирует ход игры, или может быть представлен в виде загадки. Игровой замысел в любом случае задает игре познавательный характер, к участникам игры он предъявляет определенные требования в отношении знаний.
2. В каждой дидактической игре есть правила, которые определяют порядок действий и поведение детей в процессе проведения игры, способствуют созданию на занятии определенной рабочей обстановки. Поэтому правила в дидактических играх должны разрабатываться с учетом цели проводимого занятия и индивидуальных возможностей воспитанников, которые обучаются в игре. Этим педагог создает условия для проявления мыслительной активности, настойчивости, самостоятельности детей, для возможности появления чувства успеха и удовлетворенности у каждого ребенка. Кроме этого, правила дают возможность воспитать умение подчиняться требованиям детского коллектива, управлять ребенку своим поведением,.
3. Игровые действия являются важной стороной дидактических игр, они регламентируются правилами игры, способствуют появлению познавательной активности детей, предоставляют детям возможность проявить свои способности, применить имеющиеся умения, знания, навыки для достижения цели игры. Достаточно часто перед игровыми действиями детям старшего дошкольного возраста дается устное решение дидактической задачи.
4. Основу дидактической игры составляет ее познавательное содержание, которое заключается в овладении теми знаниями и умениями, которые используются при решении образовательной проблемы, которые поставила игра.
5. Оборудование и материалы дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование всего занятия в целом. Это может быть наличие технических средств обучения. Так же сюда относятся разнообразные средства наглядности: модели, таблицы, дидактический материал, флажки, которыми награждаются дети или команды - победители.
6. Дидактическая игра всегда имеет определенный результат, который придает законченность игре и является ее финалом. Результат выступает, прежде всего, в виде решения поставленной игрой образовательной задачи и дает воспитанникам умственное и моральное удовлетворение. Для педагога результат игры – показатель уровня достижений усвоения знаний детьми или в их применении.
Дидактическая задача определена целью обучения и воспитательным воздействием. Она формируется воспитателем и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в некоторых дидактических играх в соответствии с программными задачами закрепляются или отрабатываются навыки счета.
Игровая задача всегда реализуется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Она задает игровые действия, становится задачей для самого ребенка.
Игровые действия составляют основу игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее сама игра для детей и тем успешнее решаются игровые и познавательные задачи. С помощью дидактических игр знания предоставляются не в готовом виде, а через процесс самостоятельного открытия ребенком. Педагог ориентируется опыт творческой деятельности который приобретен ребенком и предоставляет ему право на собственный выбор действия. Разные игры различаются игровыми действиями как по их направленности, так и по отношению к играющим. Это могут быть, например, отгадывания загадок, ролевые действия, пространственные преобразования и т. д. Они всегда связаны с игровым замыслом и из него исходят. Игровые действия представляют собой средства реализации игрового замысла, могут включать и действия, которые направлены на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Содержание и направленность правил обуславливается общими задачами, направленными на формирование личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми действиями и игровыми задачами.
Подведение итогов – результат подводится сразу, как только закончится игра. Это может быть подсчет как подсчет очков; выявление детей, выполнивших лучше игровое задание; определение команды – победительницы и т. д. При этом следует отметить достижения каждого из детей, подчеркнуть успехи детей, которые являются отстающими.
Заключение
Таким образом, дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление. Она проявляет себя как игровой метод обучения детей, форма обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего формирования личности ребенка, а также является средством формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и математических представлений.
Применение дидактических игр делает педагогический процесс более эффективным, кроме того, они способствуют развитию мышления и памяти у детей, оказывая влияние на умственное развитие ребенка. Обучая и развивая детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр переходила в радость от учения.