Любовь Зайцева
Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста посредством сказок
▼ Скачать + Заказать документы
1 сл:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с вами опытом работы нашего МБДОУ детского сада №1 «Теремок» по «Формированию экономических представлений у детей дошкольного возраста посредством сказок».
2 сл:
С 2023 года наше учреждение работает по Образовательной программе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Теремок» разработанной в соответствии с ФГОС ДО и Федеральной образовательной программой ДО. В образовательную программу нами была включена парциальная программа под редакцией Анны Демьяновны Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
3 сл:
Публикация «Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста посредством сказок» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей в сфере финансовой грамотности. Ребёнок, впервые столкнувшись с экономическими представлениями в семье, знакомится с такими понятиями, как «труд», «деньги», «товар», «цена» и т. д. Он видит множество реклам, посещает магазин вместе с родителями — всё это, так или иначе, влияет на развитие его начальных экономических знаний и умений. Грамотное отношение к собственным деньгам поможет обеспечить финансовую самостоятельность и безопасность человеку в пору взросления. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
4 сл:
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
5 сл:
В процессе работы нашими педагогами была определена цель: способствовать формированию экономических представлений у детей дошкольного возраста посредством сказок.
Поставили следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей;
3. Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности
4. Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством сказок;
5. Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей;
6. Проанализировать работу по формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста.
6 сл:
В системе работы со сказкой экономического содержания, определили следующие этапы работы со сказкой:
определение вопросов экономической направленности, короткие диалоги, подбирались иллюстрации (картинки с изображением сказочных героев и их действий).
Знакомство детей со сказкой. Необходимо целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении дошкольников.
Освоение детьми «экономического» содержания сказки, овладение умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.
творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.)
7 сл:
Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений.
Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные, дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.
8 сл:
Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний, выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса. Дети знакомятся с понятиями: награда, расплата, убытки.
9 сл:
Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы», «выгода», экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве. Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.
10 сл:
Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
11 сл:
сказки, знакомящие с понятием «реклама».
12 сл:
В процессе формирования у дошкольников экономических представлений нами используются следующие методы, приемы и формы. Словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономических позиций.
13 сл:
Важную роль играет метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес детей к прочитанному и позволяет наиболее глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.
14 сл:
И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание раскрывалось перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартное мышление.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки с героями сказок оживили путь познания сложных экономических представлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности. Решение таких задач повышает интерес к экономическим знаниям.
15 сл:
Игры-драматизации дают возможность стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями, воспитывают интерес к экономическому миру, развивают внимание, мышление и воображение.
16 сл:
Большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда в формировании экономических представлений. Разнообразный наглядно-иллюстративный материал помогает лучше усвоить экономические понятия.
В нашем детском саду для детей старшего дошкольного возраста созданы центры соответствующей направленности, которые мы назвали «Страна финансов», в них входит библиотека сказок с содержанием на экономические темы, раскраски по финансовой грамотности, картотека игр по финансовой грамотности,
17 сл:
картотека сказок «Со сказочными героями в мир экономики»,
18 сл:
дидактические пособия «Разложи товар по полкам», «Скатерть самобранка», игра «Финансовая грамотность для детей», игра «Соверши покупку», игра «Монополе», лото «Что можно и нельзя купить за деньги».
19 сл:
Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей. Нами были определены направления проведены и формы работы с семьёй:
оформление папок-передвижек с советами для родителей;
информирование родителей о задачах и содержании работы по формированию экономических представлений (консультации «Основы финансовой грамотности дошкольников, рекомендации и др.
20 сл:
привлечение детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания рационального отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи
21 сл:
Таким образом работа по формированию экономических представлений у дошкольников посредством сказки формирует интеллект детей, развивает у дошкольников интерес и любознательность. Сказки помогают ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.
А сейчас предлагаю вам посмотреть занятие с детьми средней-старшей группы по финансовой грамотности на тему «В гостях у сказок». Воспитатель – Вандышева Е. В.
Использованная литература:
1. Экономическое воспитание дошкольников. Примерная парциальная программа дошкольного образования, Шатова А. Д., Аксенова Ю. А., М., 2019
2. Сборник демонстрационных материалов, Шатова А. Д., Аксенова Ю. А., М., 2019
3. Интернет-ресурсы Ваши финансы. рф, финзнайка. рф, монеткины. рф