Получи документы

Формирование экологической культуры на занятиях бурятского языка

Ольга Борбонова
Формирование экологической культуры на занятиях бурятского языка
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование экологической культуры дошкольников

на занятиях бурятского языка

Формирование и становление экологической культуры общества является одним из актуальных вопросов современной России. Постоянное нарастание противоречий между потребностями общества и возможностями природы заставляет рассматривать отношение людей к окружающей среде как одну из важнейших проблем современности.

В этом контексте особый интерес представляет экологическая культура, отмечающаяся сбалансированностью и гармоничностью отношений в системе человек-общество-природа. В этом роль экологических знаний является одним из наиболее значимых при формировании экологической культуры общества.

Экологические традиции, которые формируются в ходе социокультурного развития этноса и включают в себя опыт, приемы и навыки природопользования, мировосприятия, представления об окружающей среде.

Они являются условием поддержания устойчивого состояния этноэкосистемы во взаимодействии людей с природной средой. Экологические традиции как своеобразный духовно-экологический компонент и вектор ценностных ориентаций при взаимодействии общества и природной среды составляют основу для формирования экологической культуры. Сохранения ценностей культурно-исторического,социально-экологического наследия, усвоения экологических традиций имеют аксиологическое значение в социоприродном развитии.

Экологические традиции кочевых народов в частности бурятского народа включают в себя опыт, навыки, мировосприятие, традиции и обычаи, представления об окружающей среде предшествующих поколений во взаимодействии с природной средой.

Традиционное общество мыслило себя частью единого вселенского организма и строило свои отношения с миром природы на принципах взаимности. Процесс формирования экологической этики происходит путем сложного синтеза ценностных установок разных культур, в том числе выработанных традиционными обществами.

Связь человека с природой через обмен веществами, энергией, информацией передавалось из поколения в поколение через механизмы культуры, систему воспитания. На любом этапе исторического развития каждого этноса природа является великим и универсальным фактором воспитания ничем незаменимым, многосторонним, многогранным.

Природа содействует формированию всех сторон личности-здоровья, ума, нравственности, трудолюбия, чувства прекрасного. Вполне правомерно вести речь об экологии ка универсальной заботе человечества, экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии этнических образований.

Обьект исследования:

Экологическое воспитание дошкольников на традициях народной педагогики бурятского народа.

Исследование состоит в определении педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования экологической культуры у дошкольников с учетом национальных традиций бурятского народа.

Цели и задачи:

-рассмотреть психологические и педагогические аспекты этнопедагогики с точки зрения их использования в процессе формирования экологического сознания и поведения;

-выявить и проанализировать экологические традиции материальной и духовной культуры бурятского народа;

-экспериментально проверить методику воспитания дошкольников с опорой на традиции и опыт бурятского народа;

Экологическое наследие бурятского народа, выраженное в обычаях и традициях материальной и духовной,в том числе религиозной культуры имеет огромный педагогический потенциал и может служить прочной основой для экологического воспитания дошкольников.

Национальная одежда бурят, знакомя с ней мы переходим к природе, окружающей среде обращая внимание детей на отношение к ним бурятского народа. У детей есть возможность не только изучить, посмотреть но, и самим изготовить национальную одежду бурятского народа.

Обращаем внимание на форму,крой одежды (шапка-форма конуса показывает горы наши, круглый верх –солнышко, кисточки на шапке –лучи солнца, поля шапки-матушка-земля). Почему застежка с боку? Почему загнутый носок национальной обуви? Что обозначают три полосы разных цветов на груди? Что показывают широкие манжеты национальной одежды? В процессе игры дети находят ответы на эти вопросы. Проводим беседу о природе нашей малой Родины. Составляем совместно сопоставление природы и национальной одежды бурят.

Следующая наша работа открывает перед нами широкие возможности для проведения интересных игр, конкурсов, мероприятий.

Как строили свое жилище? Из чего? Все это мы показываем и рассказываем в ходе игры на макетах. Также знакомим с убранством юрты непрерывно связывая с природой. Находим ответы на многие интересующие вопросы -проводим экскурсии, опыты, исследования.

Почему не прокисало молоко? Посуда из бересты.

Почему нельзя использовать средства для мытья посуды?

Топили не дровами, а использовали кизяки.

И главный вопрос, почему надо беречь природу?

Также не оставляем без внимания обряды Лусууд, Дугжууба которые напрямую показывают связь природы и человека.

С точки зрения Буддизма сущность процесса воспитания заключается в создании внутренней нравственной направленности, комплекса установок личности. Поведение, ценностная ориентация на бережное отношение к окружающей среде, умеренность, отказ от чрезмерного потребления и эксплуатации природы, не причинения вреда всему живому эти идеи, воплощенные в буддизме, многие века является неотделимой частью образа жизни бурятов.

Особое внимание уделяем изучению орнаментов. Орнамент-это древние магические узоры, в которых есть созвучие Природе и небу, в них спрятаны слова, послание и тайное значение. С детьми сумели показать нашу природу с помощью орнаментов. Выполнили большую картину орнаментами из самоклеящейся бумаги, эмблему своей группы с учетом богатств родного края.

Культ предков, родителей тесно связан с любовью к родным местам. Организовали с детьми и родителями конкурс рисунков, фотовыставку «Родной свой край люби и знай». Привязанность к родным местам вероятнее в его связано с тем, что жизнь их проходит в каждодневном общении с природой. С родными местами, с их неповторимой природой, растениями, животными, люди связывали свои судьбы. Близкое, взаимно доброе отношение человека и природы породило много ценностных качеств у человека. Среди них самым ценным нужно считать бережное отношение к флоре и фауне, являющейся твердой основой для осуществления экологического воспитания.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что узнает ваш ребенок на моих занятиях английского языка»Консультация для родителей «Что узнает ваш ребенок на моих занятиях английского языка» Консультация для родителей: «Что узнает ваш ребенок на моих занятиях английского языка»Я предлагаю Вашему вниманию совершенно необыкновенные.

Консультация для родителей «Формирование культуры еды» Консультативная помощь родителям в рамках семейной гостиной «Как растет мой малыш».Цель: привлечь внимание родителей к формированию у детей.

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры на занятиях бурятского языка
Опубликовано: 25 ноября 2024 в 09:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры на занятиях бурятского языка» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Борбонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД