Ольга Борбонова
Формирование экологической культуры на занятиях бурятского языка
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологической культуры дошкольников
на занятиях бурятского языка
Формирование и становление экологической культуры общества является одним из актуальных вопросов современной России. Постоянное нарастание противоречий между потребностями общества и возможностями природы заставляет рассматривать отношение людей к окружающей среде как одну из важнейших проблем современности.
Темочки:
- Республика Бурятия
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В этом контексте особый интерес представляет экологическая культура, отмечающаяся сбалансированностью и гармоничностью отношений в системе человек-общество-природа. В этом роль экологических знаний является одним из наиболее значимых при формировании экологической культуры общества.
Экологические традиции, которые формируются в ходе социокультурного развития этноса и включают в себя опыт, приемы и навыки природопользования, мировосприятия, представления об окружающей среде.
Они являются условием поддержания устойчивого состояния этноэкосистемы во взаимодействии людей с природной средой. Экологические традиции как своеобразный духовно-экологический компонент и вектор ценностных ориентаций при взаимодействии общества и природной среды составляют основу для формирования экологической культуры. Сохранения ценностей культурно-исторического,социально-экологического наследия, усвоения экологических традиций имеют аксиологическое значение в социоприродном развитии.
Экологические традиции кочевых народов в частности бурятского народа включают в себя опыт, навыки, мировосприятие, традиции и обычаи, представления об окружающей среде предшествующих поколений во взаимодействии с природной средой.
Традиционное общество мыслило себя частью единого вселенского организма и строило свои отношения с миром природы на принципах взаимности. Процесс формирования экологической этики происходит путем сложного синтеза ценностных установок разных культур, в том числе выработанных традиционными обществами.
Связь человека с природой через обмен веществами, энергией, информацией передавалось из поколения в поколение через механизмы культуры, систему воспитания. На любом этапе исторического развития каждого этноса природа является великим и универсальным фактором воспитания ничем незаменимым, многосторонним, многогранным.
Природа содействует формированию всех сторон личности-здоровья, ума, нравственности, трудолюбия, чувства прекрасного. Вполне правомерно вести речь об экологии ка универсальной заботе человечества, экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии этнических образований.
Обьект исследования:
Экологическое воспитание дошкольников на традициях народной педагогики бурятского народа.
Исследование состоит в определении педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования экологической культуры у дошкольников с учетом национальных традиций бурятского народа.
Цели и задачи:
-рассмотреть психологические и педагогические аспекты этнопедагогики с точки зрения их использования в процессе формирования экологического сознания и поведения;
-выявить и проанализировать экологические традиции материальной и духовной культуры бурятского народа;
-экспериментально проверить методику воспитания дошкольников с опорой на традиции и опыт бурятского народа;
Экологическое наследие бурятского народа, выраженное в обычаях и традициях материальной и духовной,в том числе религиозной культуры имеет огромный педагогический потенциал и может служить прочной основой для экологического воспитания дошкольников.
Национальная одежда бурят, знакомя с ней мы переходим к природе, окружающей среде обращая внимание детей на отношение к ним бурятского народа. У детей есть возможность не только изучить, посмотреть но, и самим изготовить национальную одежду бурятского народа.
Обращаем внимание на форму,крой одежды (шапка-форма конуса показывает горы наши, круглый верх –солнышко, кисточки на шапке –лучи солнца, поля шапки-матушка-земля). Почему застежка с боку? Почему загнутый носок национальной обуви? Что обозначают три полосы разных цветов на груди? Что показывают широкие манжеты национальной одежды? В процессе игры дети находят ответы на эти вопросы. Проводим беседу о природе нашей малой Родины. Составляем совместно сопоставление природы и национальной одежды бурят.
Следующая наша работа открывает перед нами широкие возможности для проведения интересных игр, конкурсов, мероприятий.
Как строили свое жилище? Из чего? Все это мы показываем и рассказываем в ходе игры на макетах. Также знакомим с убранством юрты непрерывно связывая с природой. Находим ответы на многие интересующие вопросы -проводим экскурсии, опыты, исследования.
Почему не прокисало молоко? Посуда из бересты.
Почему нельзя использовать средства для мытья посуды?
Топили не дровами, а использовали кизяки.
И главный вопрос, почему надо беречь природу?
Также не оставляем без внимания обряды Лусууд, Дугжууба которые напрямую показывают связь природы и человека.
С точки зрения Буддизма сущность процесса воспитания заключается в создании внутренней нравственной направленности, комплекса установок личности. Поведение, ценностная ориентация на бережное отношение к окружающей среде, умеренность, отказ от чрезмерного потребления и эксплуатации природы, не причинения вреда всему живому эти идеи, воплощенные в буддизме, многие века является неотделимой частью образа жизни бурятов.
Особое внимание уделяем изучению орнаментов. Орнамент-это древние магические узоры, в которых есть созвучие Природе и небу, в них спрятаны слова, послание и тайное значение. С детьми сумели показать нашу природу с помощью орнаментов. Выполнили большую картину орнаментами из самоклеящейся бумаги, эмблему своей группы с учетом богатств родного края.
Культ предков, родителей тесно связан с любовью к родным местам. Организовали с детьми и родителями конкурс рисунков, фотовыставку «Родной свой край люби и знай». Привязанность к родным местам вероятнее в его связано с тем, что жизнь их проходит в каждодневном общении с природой. С родными местами, с их неповторимой природой, растениями, животными, люди связывали свои судьбы. Близкое, взаимно доброе отношение человека и природы породило много ценностных качеств у человека. Среди них самым ценным нужно считать бережное отношение к флоре и фауне, являющейся твердой основой для осуществления экологического воспитания.