Елена Болдарева
Формирование экологической культуры дошкольников через разные виды деятельности
Полноценное экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста в целом, и формирование экологической культуры в частности, подразумевает широкое использование разнообразных видов деятельности.
В каждом отдельном случае выбор соответствующих видов деятельности и их сочетание друг с другом определяется педагогом. При этом обязательно учитывается возраст детей и суть изучаемого на определённом занятии явления или объекта природы.
Публикация «Формирование экологической культуры дошкольников через разные виды деятельности» размещена в разделах
К основным видам деятельности можно отнести следующие:
1. Экскурсионная: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, проводимое с использованием экскурсий, позволяет одновременно решать такие задачи как оздоровление, обучение, развитие новых нравственных и эстетических качеств. Кроме того, экскурсии дают детям навыки планирования, поскольку походы в природу или посещение парков требуют предварительного обдумывания и тщательной подготовки. Наиболее рационально организовывать экскурсии в разное время года, чтобы дети могли сравнить и проанализировать происходящие в природе изменения.
2. Игровая: экологические игры позволяют ребёнку осознавать значимость природы для человека. В рамках игры дети получают уникальный опыт, который становится для них главным ориентиром по отношению к природе, животным, растениям. Экологические игры позволяют детям осваивать знания об окружающей среде, учиться навыком ухода за живыми существами, формировать представления о необходимости сохранности природы и её значимости для человека. В ходе игры дети выполняют поставленную перед ними задачу, полученный результат закрепляется в их сознании. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.
3. Экспериментирование: как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка и основ познания им окружающего мира. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы в процессе экспериментирования необходимо осуществлять в несколько этапов: эксперименты с объектами растительного мира; эксперименты с представителями животного мира; эксперименты с объектами неживой природы; эксперименты, в которых объектом эксперимента является человек.
4. Трудовая деятельность : в процессе трудовой деятельности дошкольников в рамках экологического воспитания решаются одновременно две задачи: дети приобщаются к трудовой деятельности и у них воспитывается заботливое отношение к растениям и животным. Необходимо включить детей в посильную трудовую деятельность по заботе и охране природы, создавая условия для постоянного общения с природой. Формы организации трудовой деятельности дошкольников разнообразны, но основными являются деятельность в уголке природы и на земельном участке – клумбах, огороде.
Была разработана блочная система занятий с детьми дошкольного возраста, направленная на формирование экологической культуры дошкольников через разные виды деятельности.
Организовано внедрение в практику образовательного процесса дошкольной образовательной организации разработанной нами блочной системы занятий.
Работа по формированию экологической культуры дошкольников через разные виды деятельности осуществлялась по 4 блокам:
– 1 блок – экскурсионная деятельность : были организованы сезонные экскурсии в лес, парк, пешие экскурсии по населённому пункту (п. Яковлево); выездные экскурсии (семья) в зоопарк г. Белгород, урочище Маршалково г. Строитель (семья).
– 2 блок – игровая деятельность : были организованы игровые программы с использованием игр с экологическим содержанием : сюжетно -ролевые, творческие, словесные, дидактические, настольные, подвижные, игры с предметами, народные игры; квест-игры, игры-викторины, игровые развлечения экологической направленности.
– 3 блок – экспериментирование: были организованы эксперименты с воздухом, водой, снегом, глиной, песком, камнями.
– 4 блок – трудовая деятельность : была организована работа по изготовлению кормушек, сбору семян цветов, посадке рассады, высадке рассады, уходу за комнатными растениями.
Занятия проводились 1 раз в неделю.
На данном этапе также было организовано:
1. Формирование базы дидактических, демонстрационных материалов к проведению занятий, материалов для экспериментирования.
2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы:
дополнили имеющиеся игровые зоны новыми: «Научная лаборатория», «Научная библиотека»;
наполнили новую игровую зону «Научная лаборатория» необходимыми инструментами и приборами: микроскоп, лупы, штативы для колб, колбы, реторты, пробирки, весы, термометры, мерные ложки, шпатели;
наполнили игровую зону «Научная библиотека» детскими справочниками и энциклопедиями по экологии и природопользованию;
создали огород на подоконнике;
модернизировали уголок природы, выделив место для отдыха.
3. Создали картотеку экологических игр (по возрастам)
4. Создали картотеку опытов и экспериментов (по возрастам)
5. Разработали и реализовали на практике блочную систему занятий по экологическому воспитанию с использованием разных видов деятельности, направленных на формирование экологической культуры дошкольников.