Карташова Рея Робертовна
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОО и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Теоретические основы формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
1.1. Проблема формирования экологической культуры детей дошкольного
возраста в психолого-педагогической литературе
Публикация «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОО и семьи» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Понятия «экология» и «культура» становятся ключевыми и, помогают осмыслить ход истории и место человека в природе, сохранить национальные корни культур, менталитет стран и народов, возникших в результате огромного многообразия взаимодействия человека и природы.
Как особое направление науки экология возникла в ХIX столетии. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» - это наука о доме, жилище («ойкос» - дом, «логос» - наука) [25, с. 42].
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы [17, с. 9].
Как мы понимаем, экологическое воспитание – это формирование основ экологической культуры, которое строится на элементарных экологических знаниях, приобретенных в ходе реализации деятельностного подхода в исследовательской деятельности, том числе к обучению
Экологическое образование дошкольников – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды; в соблюдении определенных моральных норм, правил и в системе ценностных ориентаций в природе [26, с. 42].
Цель экологического образования - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств [31, с. 26].
Экологическое воспитание дошкольников как обязательный предмет программы ДОУ появился сравнительно недавно, хотя необходимость его существования возникло давно. Во многом, воспитатели следуют в преподавании обще дидактическим принципам в обучении. Это понятно, так как предмет новый и четких методических рекомендаций несоздано, не наработана база методов и приемов. Но и само экологическое воспитание дает возможность выработать методические принципы и собственные методы [31, c.4].
С. А. Суркина подчеркивает, что экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Наряду с термином «экологическое воспитание» в литературе широко используется термин «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого, в других – формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель, как показатель уровня экологического сознания [21, c. 20].
Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в жизни и в практической деятельности [26, с. 13] .
Экологическая культура помогает правильно истолковать характер и масштабы влияния антропогенной деятельности на природные компоненты.
Важно помнить, что экологическая культура неразрывно связана с сущностью и различными сторонами личности в целом. Например, политическая культура способствует обеспечению экологического равновесия между хозяйственной деятельностью человека и состоянием природы; эстетическая культура создает необходимые условия для эмоционального восприятия человеком природной красоты и гармонии; нравственная культура одухотворяет отношения человека к природе и т. п.
Взаимодействие и взаимовлияние всех этих культур и порождает экологическую культуру, способствующую сохранению и развитию системы
«общество – природа» [26, c. 14].
Существует огромное множество трактовок сущности экологической культуры, что во многом обусловлено тем фактом, что современные тенденции функционирования и развития общества объединяют термин «экология» с термином «культура». По мнению Б. Т. Лихачёва, сущность экологической культуры «может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально – психических состояний и научно – обоснованной волевой утилитарно – практической деятельности» [26, c. 17].
Рассмотрим различные определения термина «экологическая культура», представленные разными исследователями.
А. И. Иванова считает, что экологическая культура - часть общей человеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности [23, с. 46]. Он рассматривает экологическую культуру как производную экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя заинтересованность в природоохранной деятельности.
И. В. Цветкова определяет экологическую культуру как качественное новообразование личности совокупность экологически развитого сознания, эмоционально чувственной и деятельностной сфер личности. И. В. Цветкова выделяет следующие основные критерии роста и показатели проявления нравственно экологической позиции личности : усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычку, наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их [52, с. 33].
С. Н. Николаева под экологической культурой рассматривает совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту [53, с. 120].
Важно при этом, что красота рассматривается с экологической позиции : красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически, на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь с окружающей средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляют возможность наблюдать за их ростом и развитием в благоприятных условиях.
Мы разделяем мнение В. А. Ясвина в определении понятия: «экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни. Формирования экологической культуры - это способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системы духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов. Основными компонентами экологической культуры личности, по нашему мнению, должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе [67, с. 43].
Итак, экологическая культура – это :
- процесс сохранения, восстановления и развития всей совокупности общественно – природных ценностей (А. Ф. Лиходиевский);
- совокупность всех видов деятельности человека по отношению к природе, его практическое отношение к ней (Н. Г. Васильев);
- способа регуляции системы взаимоотношений человека и природы (Н. Н. Киселев);
- характер взаимодействия общества не только природой, но и с социально – исторической средой (Э. С. Маркарян);
- система воздействий человека на среду обитания, обеспечивающую высокое качество его жизни, реализуемую через эволюционирующие образцы сознания, мышления, поведения, трансформируемые из поколения в поколение, и закрепленную в подсознании человека (В. К. Назаров);
- процесс, связанный с освоением, наращиванием знаний, технологий и опыта и передачей их одним поколением другому в виде нравственных императивов; результат воспитания, выражающийся в умении человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой (И. В. Цветкова);
- диалектическое единство знаний, положительного отношения к природе и реальной деятельности человека в окружающей среде (И. Т. Суравегина);
- часть общей культуры, регулятор взаимоотношений человека и природы, предполагающий сознательную ориентацию деятельности людей на основе принципов экологической этики на соблюдение экологических законов, норм, правил (Г. В. Васюкова).
Как справедливо отмечает в своих работах А. В. Миронова, экологическая культура личности находит свое проявление в поведении человека по отношению к природе. Понятие «экологическая культура» соединяет в себе знание основных законов природы, понимания необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности, стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования, выработку чувства ответственного отношение к природе, окружающей человека среде, здоровью людей [9, c. 22].
Т. В. Жерневская отмечает, что экологическая культура способствует осознанию ценности живой природы, позволяет предвидеть экологические последствия деятельности и выбирать пути наименьшего ущерба для окружающей среды [9, c. 23].
В сущности понятия экологической культуры выделяют следующие качественные характеристики:
- обогащение положительного научного и практического опыта взаимодействия человека с социо-природной средой;
- формирование ответственного отношения личности и общества к природе, к материальным, социальным и духовным ценностям;
- осознание и утверждение приоритета всех форм жизни как условие существования человека;
- обеспечение всестороннего развития человека, его склонностей и творческих способностей, здоровья в условиях оптимизации системы «природа – человек» [25,с. 46].
Довольно полное видение сущности экологической культуры представляет в своих работах М. Д. Андреев, который рассматривает её «как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития; как результат совокупности объективных и субъективных характеристик, основу которых составляет ценностное отношение к экологически чистой окружающей среде». При этом исследователь выделяет следующие характерные признаки экологической культуры :
- экологическая образованность, экологическое сознание, стремление к сохранению и улучшению географической среды и её составляющих как основу существования общества;
- умение использовать экологические знания на практике и в повседневной жизни;
- способствовать видеть реальные экологические проблемы и находить их оптимальные решения; экологической культуре качественна интернациональный характер экологической культуры, который включает культуру взаимодействия с природой, культуру межнациональных отношений, этнокультуру, региональную культуру труда, что обусловливает её тесную связь с характером местной природы, с историко-географической обстановкой, с многовековыми традициями народа.
Следует отметить, что, несмотря на имеющееся многообразие подходов к определению понятия экологической культуры, большинство исследователей включают в сущность этого термина некоторые общие составляющие, а именно: экологические знания, опыт деятельности, поведение в природе и отношение к окружающему миру [26, c. 19].
Таким образом, экологическая культура - это социально необходимое нравственное качество личности. Её составными частями являются знания о природе, взаимосвязях с ней, обществе и природе; интерес к природе, живым и неживым компонентам, к проблеме её охраны; нравственные чувства (любовь, жалость, сопереживание и т. д.); позитивная разнообразная деятельность, достойное поведение в окружающей среде; мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Экологическая воспитанность является результатом освоения ребенком в ходе экологического воспитания ценностей экологической культуры. Она проявляется вследствие качественного преобразования осваиваемых дошкольником экологических знаний и умений, опыта гуманного отношения к природе и выражается в гуманно-ценностном отношении к ней. В этих условиях целью экологического воспитания в самом широком смысле слова является формирования сознания и чувства бережного отношения к природе, желание и стремление жить в соответствии с законом природы ив гармонии с ней. При этом не следует забывать, что экологическое воспитание, рост экологической культуры и уровня экологического сознания тесно связаны с общим развитием личности.